ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2008 года Дело N А12-3406/07

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2008 года

Текст постановления в полном объеме изготовлен 24 января 2008 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего Герасимовой Е.П.,

судей Альмашевой Г.Д., Шагимуратова А.Я.,

при участии представителей сторон:

от истца - Шемонаева Л.Ю., доверенность от 27.06.2007 N 958,

от ответчика - не явился, извещен,

от третьих лиц - не явились, извещены,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, город Москва,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2007 (судья Назаревская В.В.) и постановление апелляционной инстанции того же суда от 06.09.2007 (председательствующий Попова А.В., судьи Брянцева О.В., Пономарева Е.В.) по делу N А12-3406/07-С30,

по иску Муниципального унитарного предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» городского округа - г. Волжский Волгоградской области, к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Муниципальное унитарное предприятие «Городской центр коммунальных платежей», Администрация Волгоградской области, Администрация городского округа - г. Волжский Волгоградской области, Управление Федерального казначейства Волгоградской области, Комитет по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области, Территориальное управление по г. Волжскому Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, о взыскании 3 589 323 руб. 99 коп. убытков,

У С Т А Н О В И Л :

Истец - МУП «ВКХ» городского округа г. Волжский - обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Волгоградской области в лице уполномоченного финансового органа - Комитета финансово-бюджетной политики и казначейства администрации Волгоградской области, Министерству финансов РФ о взыскании 3 589.323 руб. 99 коп. - задолженности, возникшей в связи с представлением льгот по оплате услуг по водоснабжению и отведению стоков, отдельным категориям граждан, в соответствие со следующими законами:

Законом РФ «О донорстве крови и её компонентов»;

Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»,

Законом «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны»;

Законом «О социальной защите инвалидов»;

Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющих детей - инвалидов»;

Законом «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы»;

Законом «О реабилитации жертв политических репрессий».

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 7.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 6.09.2007, удовлетворены исковые требования о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» г. Волжский 3 589 323 руб. 99 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению отдельным категориям граждан.

В иске к Волгоградской области в лице Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области отказано.

Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006.

Министерство финансов Российской Федерации, не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель кассационной жалобы полагает, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального права и основаны на неполно выясненных обстоятельствах.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.01.2008 был объявлен перерыв до 15 час. 15 мин. 17.01.2008, по окончании которого судебное заседание было продолжено в том же судебном составе.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2004 году МУП «Водоканал» городского округа г. Волжский предоставлялись льготы в сумме 3.589.323руб. 99коп. по оплате водоснабжения и водоотведения некоторым категориям граждан, перечисленным в Законе РФ «О донорстве крови и ее компонентов» (9.041,84руб.), Законе РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» (41.716,41руб.), Указе Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (38.322,7руб.), ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (8.448,55руб.), ФЗ «О ветеранах» (3.320.301,09руб., а также для участников Второй мировой войны, награжденных медалью «За оборону Сталинграда»- 146руб. 72коп.), Законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (164.274,61руб.), Законе РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (2.114,64руб.), Законе РФ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (2.351,19руб.), Указе Президента Российской Федерации «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (2.606,21руб.), проживающим в г. Волжский Волгоградской области.

Судами был установлен факт предоставления услуг, подтвержденный представленными доказательствами, в том числе бухгалтерской документацией (справками о выпадающих доходах, выписками из журналов операций и др.)

Размер неполученных доходов подтвержден актом сверки между администрацией города Волжского, ТУ городского округа город Волжский Волгоградской области КБФПиК администрации Волгоградской области, Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города Волжского, МУП «Водоканал».

Затраты истца, связанные с предоставлением населению льгот по оплате вышеназванных услуг возмещены не были. Размер задолженности составил 3 589 323 руб. 99 коп.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом сверки задолженности по суммам выпадающих доходов за 2004г., подписанным администрацией городского округа г. Волжский, ТУ по г. Волжский КБФПиК администрации Волгоградской области, Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города городского округа г. Волжский; сведениями о предоставлении гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за 2004г. по форме 26-ЖКХ; бухгалтерскими документами истца (журнал операций, анализ субконто); списками льготных категорий граждан, составленными МУП «Городской центр коммунальных платежей», с указанием сведений о виде льготы, номера и даты выдачи подтверждающего льготу документа (удостоверения, справки и т.д.), суммы льготы за исковой период.

О проведении судебно-бухгалтерской экспертизы сторонами не заявлялось.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим законом, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на оплату жилья и коммунальных услуг.

При этом предусмотренные названным Законом льготы распространяются на лиц, принимавших участие в обороне Сталинграда (раздел 2 Приложения к Закону).

На реализацию Федерального закона «О ветеранах» Законом Волгоградской области от 10.12.2003года N897-ОД «Об областном бюджете на 2004год» предусмотрено выделение денежных средств в сумме 244.600.000руб., однако указанные средства не покрыли финансовые затраты истца, понесенные в ходе предоставления льгот ветеранам.

В бюджете Российской Федерации на 2004год не предусмотрены расходы на реализацию названного закона, в связи с чем, расходы Волгоградской области не могли быть предусмотрены в порядке расчетов по межбюджетным отношениям.

Выделенных из федерального бюджета средств для компенсации дополнительных расходов Волгоградской области (без целевого назначения) также было не достаточно.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Порядок предоставления льгот определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996г. N 901) расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Однако в названных правовых актах не определен источник финансирования установленных федеральным законодательством льгот.

В федеральном бюджете на 2004г. средства на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены и перечислены в сумме 165 206 тыс. руб.

Согласно Закона Волгоградской области об исполнении бюджета на 2004год, полученные из федерального бюджета средства в полном объеме были учтены в бюджете соответствующего года и полностью распределены между муниципальными образованиями области. Доказательств нецелевого использования бюджетных средств не представлено.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Все полученные из федерального бюджета в качестве субвенций денежные средства направлены Волгоградской областью на погашение задолженности, возникшей в связи с исполнением приведенного закона (платежные поручения представлены Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, однако выделенных сумм недостаточно для удовлетворения требований истца. Задолженность федерального бюджета за 2004год составила 1304,1тыс. руб.

В силу ст. ст. 4, 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и её компонентов» граждане, награжденные знаком «Почетный донор» имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. Финансирование мероприятий по развитию, организации донорства крови осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.

Правительством Российской Федерации указанная программа не разработана.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.04.2002года N68-0 указал, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникающих правоотношений, распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.

В протоколе сверки в Министерстве финансов Российской Федерации для расчета объема финансовой помощи бюджету Волгоградской области на 2004год от 30.09.2003г. не учтены заявленные субъектом Российской Федерации средства на реализацию Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» в сумме 1,4млн.руб.

Выделенные в 2004году из федерального бюджета денежные средства Волгоградской области на реализацию указанного Закона полностью освоены, однако не покрыли расходов истца.

Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобьльской АЭС» финансирование расходов, связанных с реализацией данного закона, осуществляется за счет федерального бюджета.

В 2004 году из федерального бюджета Волгоградской областью получено и распределено 23.991.000руб. на реализацию данного Закона, однако денежных средств оказалось недостаточно, в связи с чем у МУП «Водоканал» возникли убытки.

В соответствии с п.п. «б» п.1 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлены скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за водопользование. Пунктом 3 которого Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

Согласно п.2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации N51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992г. N1-2359-18 «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» предоставление многодетным семьям возмещения затрат по оплате водопотребления производится за счет местных бюджетов.

Однако, вступившим в законную силу решением Верховного суда Российской Федерации от 26.03.2003г. NГКПИ 03-139 п.2 названного письма признан недействующим. Иными правовыми актами порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот не установлен.

Отсутствие названного порядка не может являться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных на федеральном уровне, на коммерческую организацию за счет ее собственных средств. Таким основанием не может являться и отсутствие бюджетного финансирования.

Из федерального бюджета в 2004году денежные средства на реализацию данного Указа, а также на компенсацию расходов субъекта Российской Федерации не поступали, а предусмотренных Волгоградской областью денежных средств в сумме 15.549,7тыс. руб. недостаточно.

Положениями Законов Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией данных нормативных актов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета.

Исходя из сведений, закрепленных в Законе Волгоградской области «Об исполнении областного бюджета на 2004год», все закрепленные в областном бюджете денежные средства на реализацию приведенных выше Законом выделены (200.000руб.). Кроме того, получены в качестве субвенций за счет средств федерального бюджета 316.000руб.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что при применении ст. 72 Конституции Российской Федерации, абз. 6 п.1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу п.4 ст. 130, ст. ст. 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1.01.05г.), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001г. N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Поскольку причинение истцу убытков непосредственно связано с бездействием Российской Федерации, выразившимся в недостаточном выделении денежных средств для возмещения расходов предприятиям в связи с предоставлением льгот инвалидам, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Довод Минфина России о выполнении им своих обязательств в полном объеме подлежит отклонению. Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Поскольку материалами дела подтвержден факт недостаточности финансирования Волгоградской области на реализацию перечисленных нормативных актов, судами первой и апелляционной инстанций сделаны правильные вывод о том, что органы государственной власти Российской Федерацией не обеспечили субъект Российской Федерации финансовыми средствами в полном объеме в 2004 году и правомерно удовлетворили иск за счет средств казны Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Волгоградской области от 7 июня 2007 года и постановление апелляционной инстанции того же суда от 6 сентября 2007 года по делу N А12-3406/07-с30-5/11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Е.П.Герасимова
Судьи
 Г.Д.Альмашева
А.Я.Шагимуратов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка