ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 30 января 2008 года Дело N А65-12850/07-СА3-38

     

[Поскольку нарушение допущено в связи с представлением обществом декларации о розничной продаже алкогольной продукции, т.е. декларации, предусмотренной Порядком, введенным в действие субъектом РФ - Республикой Татарстан на своей территории, следовательно, и ответственность общества должна наступить по Закону Республики Татарстан, заявление общества о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.15.13 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа является обоснованным и подлежит удовлетворению]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., с участием: от заявителя - не явился, извещен; от ответчика - не явился, извещен; третье лицо - Жамалетдинов И.И., доверенность от 29.11.2007 N 14/1622, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция), г.Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2007 (судья ...) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2007 (председательствующий судья ..., судьи: ...) по делу N А65-12850/07-СА3-38 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Якты тормыш", д.Аш Бузи Кукморского района Республики Татарстан, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Республике Татарстан, с.Богатые Сабы Республики Татарстан, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 08.06.2007 N 000053, с участием третьего лица - Госалкогольинспекция Республики Татарстан, г.Казань, в судебном заседании 23.01.2008 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 9.25 часов 30.01.2008, установил:

ООО "Якты тормыш" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 10 по Республике Татарстан (далее - ответчик, Инспекция) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 08.06.2007 N 000053 о назначении административного наказания по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.

Решением суда от 11.09.2007 заявленные требования удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено, производство по делу прекращено. При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях Общества умысла на искажение содержащихся в декларации о розничной продаже алкогольной продукции данных, и, следовательно, об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.11.2007 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе третье лицо просит состоявшиеся судебные акты отменить, кассационную жалобу удовлетворить, ссылаясь на доказанность материалами дела вины общества в совершенном нарушении, на наличие у него возможности соблюдения правил и норм, нарушение которых предусмотрено Кодексом, но непринятие всех зависящих мер по их соблюдению.

Заявитель, ответчик о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, отзыв не представили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя третьего лица, участвующего в деле, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, постановлением налогового органа от 08.06.2007 N 000053 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб. за нарушение требований статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2005 N 616 "О мерах по обеспечению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан" и "Порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции", выразившихся в представлении в Арский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан заведомо искаженных данных, указанных в декларации о розничной продаже алкогольной продукции за апрель 2007 года. А именно: в остатке на 01.05.2007 отсутствует вино "Портвейн 72" производства "Винзавод Казанский", емк. 0,5 л, в количестве 9 бутылок; вино "Каберне Совиньон" производства "Винзавод Казанский", емк. 0,7 л, в количестве 2 бутылок, тогда как на момент проверки реализовано 9 бутылок. Согласно первичным документам вышеуказанная алкогольная продукция за период с 01.05.2007 до 18.05.2007 в магазин не поступала, вместе с тем, на момент проверки находилась на реализации (л.д.5-6).

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует, поскольку в его действиях нет прямого умысла.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что данные выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, однако, оснований для отмены судебных актов не имеется, исходя из следующего.

Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 26 Закона от 22.11.95 N 171-ФЗ установлен запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта либо алкогольной продукции.

Субъекты, на которых возложена обязанность по представлению деклараций, виды деклараций и виды деятельности, которые подлежат декларированию, указаны в статье 14 Закона от 22.11.95 N 171-ФЗ.

В соответствии со статьей 14 Закона от 22.11.95 N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона 22.11.95 N 171-ФЗ).

Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 (далее - Положение), а Порядок заполнения декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.03.2006 N 43н.

В соответствии с пунктом 4 Положения декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно пункту 5 статьи 14 Закона от 22.11.95 N 171-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.

На территории Республики Татарстан декларирование розничной продажи алкогольной продукции, порядок представления и форма деклараций о розничной продаже алкогольной продукции утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2005 N 616 "О мерах по обеспечению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан".

В соответствии с пунктом 2.1 указанного Порядка декларация представляется декларантом по формам согласно приложениям N 1 и 2 к настоящему Порядку: ежедневно - в электронном виде по каналам электронной связи в Государственную инспекцию Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей путем внесения непосредственно в Базу данных не позднее дня, следующего за отчетным, по итогам месяца - в электронном виде и на бумажном носителе в территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан по месту получения лицензии не позднее 5 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, согласно графику, утвержденному распоряжением начальника соответствующего территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

Таким образом, правила декларирования розничной продажи алкогольной продукции федеральным законодательством не определяются и не вводятся, следовательно, и вопросы установления административной ответственности за нарушение таких правил в ведении федерального законодателя не находятся, относятся к компетенции соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что нарушение допущено в связи с представлением Обществом декларации о розничной продаже алкогольной продукции, то есть декларации, предусмотренной Порядком, введенным в действие субъектом Российской Федерации - Республикой Татарстан на своей территории. Следовательно, и ответственность общества должна наступить по Закону Республики Татарстан.

При таких обстоятельствах заявление Общества о признании незаконным и отмене постановления налогового органа от 08.06.2007 N 000053 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Поскольку решение судом принято правильно, но мотивировочная часть не соответствует нормам материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить мотивировочную часть решения, не изменяя при этом его резолютивную часть.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2007 по делу N А65-12850/07-СА3-38 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка