ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2008 года Дело N А06-2794/07


[Признавая требование таможни незаконным, суд указал, что таможня пришла к необоснованному выводу об отсутствии у теплохода регистрации на территории иностранного государства, следовательно, незаконным является решение о невозможности применения пп.1 п.1 ст.271 ТК РФ и наличии у ООО задолженности по уплате таможенных платежей]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., без участия представителей сторон, извещены, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни, город Астрахань, на решение от 19.07.2007 (судья …) и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2007 (председательствующий …, судьи: …) Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-2794/07, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоходное агентство "ВолгаТрансМарин" к Астраханской таможне, г.Астрахань, о признании недействительными акта таможенного контроля N 68 от 14.03.2007, требования об уплате таможенных платежей от 19.03.2007 N 81, решения от 28.04.2007 N 27 "О взыскании денежных средств в бесспорном порядке" и инкассового поручения N 020 от 07.05.2007, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Судоходное агентство "ВолгаТрансМарин" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными акта таможенного контроля N 68 от 14.03.2007, требования об уплате таможенных платежей от 19.03.2007 N 81, решения от 28.04.2007 N 27 "О взыскании денежных средств в бесспорном порядке" и инкассового поручения N 020 от 07.05.2007.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 19.07.2007 требование таможенного органа об уплате таможенных платежей признано недействительным, в остальной части заявленных обществом требований было отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.09.2007 того же суда решение суда первой инстанции оставлено без изменений, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Астраханская таможня обратилась в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из нижеследующего.

В силу ст.270 Таможенного кодекса Российской Федерации транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации. Помещение транспортного средства под таможенный режим временного ввоза осуществляется при условии выполнения требований пункта 3 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, т.е. путем подачи грузовой таможенной декларации.

В соответствии с ч.1 ст.271 Таможенного кодекса Российской Федерации временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных платежей допускается лишь при условии, если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства.

Материалами дела установлено, что в периоды с марта по декабрь 2004 года, с января по июнь, с октября по декабрь 2005 года и с января по июнь 2006 года на таможенную территорию Российской Федерации неоднократно прибывал теплоход "Морской-1" IMO N 6617453, класс КМ*ЛЗ 11СП, принадлежащий "ALL Shipping COMPANY Ltd", Багамские острова, бэрбоут-чартерный владелец ООО "СА "Волга Транс Марин".

При временном ввозе на территорию Российской Федерации сухогрузный теплоход "Морской-1" был оформлен в упрощенном порядке, предусмотренном главой 22 Таможенного кодекса РФ, путем представления стандартных документов перевозчика.

В адрес ООО "СА "Волга Транс Марин" Астраханской таможней выставлено требование об уплате таможенных платежей и пеней N 81 от 19.03.2007 на общую сумму 963182 руб. 00 коп. за периоды март-декабрь 2004 года, январь-июнь, октябрь-декабрь 2005 года, январь-июнь 2006 года, в связи с тем, что иностранное судно - сухогрузный теплоход "Морской-1", зафрахтованный ООО "СА "Волга Транс Марин" по бэрбоут-чартеру, плавающее под Российским флагом и используемое для международных перевозок, не было продекларировано по установленной форме, т.е. путем подачи грузовых таможенных деклараций, в отношении ООО "СА "Волга Транс Марин".

Астраханская таможня указала, что принятое решение основано на несоблюдении условий ст.271 Таможенного кодекса Российской Федерации, а именно отсутствием регистрации за иностранным лицом либо на территории иностранного государства.

Признавая требование Астраханской таможни незаконным, суд первой и апелляционной инстанций правомерно указал, что Астраханская таможня пришла к необоснованному выводу об отсутствие у теплохода "Морской-1" регистрации на территории иностранного государства. Следовательно, незаконным является и решение о невозможности применения пп.1 п.1 ст.271 Таможенного кодекса Российской Федерации и наличии у ООО "СА "Волга Транс Марин" задолженности по уплате таможенных платежей.

В соответствии со статьей 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, если иностранное морское судно находится во владении и пользовании Российского лица по договору фрахтования судна (бербоут-чартер), ему предоставляется право плавания под Российским флагом и в силу ст.38 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации ему выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).

В соответствии с п.п.1, 2 статьи 37 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов. Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра.

Как видно из материалов дела, собственником судна "Морской-1" является "ALL Shipping COMPANY Ltd", Болам Наузе, Кинг Джорджи, стритс. О.О. Бокссб11343 Багамы. Данное судно зарегистрировано в Международном регистре судов Монголии. Согласно свидетельству о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации от 05.10.2005 сухогрузный теплоход "Морской-1" зарегистрирован в бэрбоут-чартерном судовом реестре Астраханского морского торгового порта. Бэрбоут-чартерный судовладелец - ООО "СА "Волга Транс Марин", Россия, г.Астрахань, ул.Тракторная, д.64.

Согласно ст.38 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, подлежит регистрации в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса.

При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что исходя из положений Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.82 судно не может одновременно обладать правом плавания под несколькими флагами различных государств.

Необходимым условием регистрации судна в бербоут-чартерном реестре в силу статьи 38 Кодекса торгового мореплавания и приказа Минтранса от 21.07.2006 N 87 является представление выписки из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано до смены флага, а также документа, выданного компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:

Решение от 19.07.2007 и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2007 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-2794/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка