ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 февраля 2008 года Дело N А57-4953/07

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего: Газизовой Г.Ю.,

Судей: Желаевой М.З., Фатхутдиновой А.Ф.,

без участия сторон, извещены,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России, город Москва, в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области, город Балашов,

на определение арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2007 года (судья Чирков О.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2007 года (председательствующий Акимова М.А., судьи: Провоторова Т.В., Христофорова Н.В.) того же суда по делу N А57-4953/07-32,

по заявлению Федеральной налоговой службы России, город Москва, в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области, город Балашов, о признании общества с ограниченной ответственностью «Хлебороб-М», с. Сухая Елань Балашовского района Саратовской области, несостоятельным (банкротом),

УСТАНОВИЛ:

Определением арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2007 года заявление уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) возвращено заявителю.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2007 года арбитражного суда Саратовской области определение от 09.04.2007 года оставлено без изменения.

Не согласившись с определением и постановлением по настоящему делу, налоговый орган обжаловал их в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, просил отменить как незаконные, кассационную жалобу удовлетворить.

Проверив законность определения и постановления на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы заявителя, судебная коллегия считает судебные акты законными и не подлежащими отмене в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Федеральная налоговая служба России обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании отсутствующего должника ООО «Хлебороб-М» несостоятельным (банкротом). Уполномоченный орган обосновывает заявление о признании ООО «Хлебороб-М» несостоятельным (банкротом), как отсутствующего должника тем, что должник имеет задолженность по обязательным платежам в бюджет в сумме 192 151 руб. 29 коп.; финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет; бухгалтерскую отчетность не сдает с 15.07.2005 года; движение по расчетному счету денежных средств не осуществляется (банковский счет закрыт 10.04.2006 года); службой судебных приставов-исполнителей вынесено постановление от 20.01.2004 г. о возвращении без исполнения исполнительного документа в связи с отсутствием имущества у должника, на которое могло быть обращено взыскание; должник в течение последних двенадцати месяцев не представлял документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то есть должник имеет признаки отсутствующего должника.

Уполномоченным органом к заявлению о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) приложены в качестве доказательств невозможности ликвидации данного юридического лица в административном порядке возражения налогового органа, в которых указано, что предстоящая ликвидация затрагивает права и законные интересы Российской Федерации как кредитора, так как ООО «Хлебороб-М» имеет задолженность перед бюджетом в сумме 192 151 руб. 29 коп.

По смыслу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» признаками банкротства считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Согласно статье 227 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случаях, когда руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано налоговым органом независимо от размера кредиторской задолженности. В соответствии с статьей 21.1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129 -ФЗ от 08.08.2001 года юридические лицо, которое в течении последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представило документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 67 от 20.12.2006 года «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» при применении статьи 21.1 закона о регистрации судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

Рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о несостоятельности (банкротстве) в отношении отсутствующего должника, суд первой инстанции правомерно учел разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года N 67, согласно которых, при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пени и санкциям перед бюджетом разных уровней.

Кроме того, одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган представляет доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, а также доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично, может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

В качестве доказательств могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.

Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Уполномоченным органом не представлены документы, доказательства, свидетельствующие о невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по- решению регистрирующего органа и доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возвратил заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области признании общества с ограниченной ответственностью «Хлебороб-М» несостоятельным (банкротом),

На основании изложенного, коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и не подлежащими отмене.

Руководствуясь статьями 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Определение арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2007 года и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2007 года того же суда по делу N А57-4953/07-32 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Г.Ю. Газизова
Судьи
М.З. Желаева
 А.Ф. Фатхутдинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка