ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2008 года Дело N А06-3863/07

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего Метелиной Т.А., судей: Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,

при участии: от истца - без участия,

от ответчика - без участия,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного предприятия Астраханской области «Астраханские водопроводы», с.Кулаковка Приволжского района Астраханской области,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.08.07 (судья Катрожевский Н.К.) по делу N А06-3863/2007-14

по заявлению Государственного предприятия Астраханской области «Астраханские водопроводы» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области N 12-К-03-07 от 03.05.07,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.08.07 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ГП АО «Астраханские водопроводы» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

По мнению заявителя жалобы Управление незаконно вмешалось в гражданско-правовые отношения сторон, несмотря на достижение ими договоренности о порядке расчетов. Кроме того, Управление, не указало конкретно, в чем состоит невыгодность для контрагента пунктов 4.4 и 4.4.1 договора.

Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области поступила жалоба (письмо от 09.03.07 N 01-11/442) Администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области на действия Государственного предприятия Астраханской области «Астраханские водопроводы», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора водоснабжения муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида N25 «Василек» г.Харабали Астраханской области.

По результатам проверки данной жалобы Управлением принято решение N 12-К-03-07 от 03.05.07, согласно которому Комиссия Астраханского управления Федеральной антимонопольной службы решила:

1. Признать действия Государственного предприятия Астраханской области «Астраханские водопроводы», выразившиеся в навязывании МДОУ «Детский сад N25 «Василек» включения в договор на отпуск питьевой воды N637/2007 от 01.01.07 на 2007 год пункта 4.4, предусматривающего оплату за питьевую воду путем внесения авансового платежа и окончательного расчета и пункта 4.4.1, согласно которому авансовый платеж составляет 30% от суммы уплаченной «Абонентом» за предыдущий месяц и вносится до 15 числа текущего месяца на основании выставленного счета, нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающий действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

2. Выдать Государственному предприятию Астраханской области «Астраханские водопроводы» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с требованием:

- исключить из договора на отпуск питьевой воды N637/2007 от 01.01.07 на 2007 год с МДОУ «Детский сад N25 «Василек» пункт 4.4, предусматривающий производить оплату за питьевую воду путем внесения авансового платежа и окончательного расчета;

- исключить из договора на отпуск питьевой воды N637/2007 от 01.01.07 на 2007 год с МДОУ «Детский сад N25 «Василек» пункт 4.4.1, определяющий, что авансовый платеж составляет 30% от суммы уплаченной «Абонентом» за предыдущий месяц и вносится до 15 числа текущего месяца на основании выставленного счета;

- сообщить в срок до 25 мая 2007 года МДОУ «Детский сад N25 «Василек» об исключении из договора на отпуск питьевой воды N637/2007 от 01.01.07 на 2007 год пункта 4.4, предусматривающего оплату за питьевую воду путем внесения авансового платежа и окончательного расчета и пункта 4.4.1, определяющего, что авансовый платеж составляет 30% от суммы уплаченной «Абонентом» за предыдущий месяц и вносится до 15 числа текущего месяца на основании выставленного счета.

Не согласившись с решением Управления, предприятие обжаловало его в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что ГП АО «Водопроводы», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по снабжению питьевой водой, своими действиями нарушает требования пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», навязывая контрагенту условия договора, невыгодные для него.

Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и сделали правильный вывод о том, что антимонопольный орган обоснованно признал действия ГП АО «Водопроводы» незаконными.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Согласно статье 5 Федерального закона от 27.07.06 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ГП АО «Водопроводы», согласно Уставу, является водообеспечение физических и юридических лиц на территории Астраханской области. ГП АО «Водопроводы» занимает доминирующее положение на рынке услуг по снабжению питьевой водой потребителей Астраханской области в границах территории, охваченной присоединенной сетью данного предприятия и является единственным поставщиком питьевой воды МДОУ N25 «Василек».

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с водоснабжением, применяются правила о договоре энергоснабжения.

Согласно пункту 69 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных вод производиться в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором. При этом Правилами не предусмотрена оплата потребителями за полученную питьевую воду с применением авансовых платежей.

Судом установлено, что МДОУ N «Василек» вынуждено заключать договор водоснабжения с ГП АО «Водопроводы», поскольку последний является единственным поставщиком питьевой воды учреждения.

Договором на отпуск питьевой воды N637/2007 от 01.01.07, заключенным с протоколом разногласий, предусмотрена оплата за питьевую воду путем внесения авансового платежа и окончательного расчета, при этом авансовый платеж составляет 30% от суммы уплаченной «Абонентом» за предыдущий месяц и вносится до 15 числа текущего месяца на основании выставленного счета.

Таким образом, учитывая то обстоятельство, что в указанном договоре сделана запись о его заключении с протоколом разногласий, судом сделан правильный вывод о том, что условие о порядке расчетов сторонами не урегулировано.

Судом также сделан правильный вывод, что вынесенное антимонопольным органом решение не может быть признано вмешательством в гражданско-правовые отношения сторон. У антимонопольного органа в соответствии с Федеральным законом от 27.07.06 N135-Ф3 «О защите конкуренции» имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

При этом антимонопольный орган при рассмотрении дела не разрешал хозяйственный спор между сторонами, а в рамках своих полномочий проводил оценку действий ГП АО «Астраханские Водопроводы» как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, на соответствие антимонопольному законодательству.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Следовательно, оценку невыгодности условий договора дает контрагент, а не антимонопольный орган.

Судом установлено, что МДОУ «Детский сад N 25 «Василек» обратился с жалобой в Администрацию муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области, ссылаясь на невыгодность для него условий договора, предложенных ГП АО «Водопроводы». О данном обстоятельстве МДОУ «Детский сад N 25 «Василек» сообщило на заседании комиссии (протокол заседания комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области по рассмотрению дела N 12-К-03-07 от 03.05.07 о нарушении антимонопольного законодательства), то есть учреждением был самостоятельно сделан вывод о невыгодности условий договора.

Таким образом, коллегия признает правильным вывод суда о том, что ГП АО «Астраханские водопроводы», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по снабжению питьевой водой, своими действиями нарушило требования подпункта 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», навязывая контрагенту условия договора, невыгодные для него.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу судебного акта коллегия не находит, так как суд правильно применил нормы права и его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.08.07 по делу N А06-3863/2007-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 Т.А.Метелина
 Судьи
Э.Г.Баширов
 И.Ш.Закирова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка