ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2008 года Дело N А55-8786/07

года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего: Нагимуллина И.Р.,

судей: Владимирской Т.В., Махмутовой Г.Н.

с участием представителя

ответчика Дзагурова М.А. по доверенности от 31.01.2006 N 12

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области, город Тольятти Самарской области,

на решение от 09 августа 2007 года Арбитражного суда Самарской области (судья Асадуллина С.П.) и постановление от 08 октября 2007 года Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда (председательствующий: Юдкин А.А., судьи: Попова Е.Г., Семушкин В.С.) по делу N А55-8786/2007

по заявлению Тольяттинского открытого акционерного общества «Трансформатор», город Тольятти Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N2 по Самарской области, город Тольятти,

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Тольяттинское открытое акционерное общество «Трансформатор» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Самарской области (далее - налоговая инспекция) от 19.06.2007 N 6392 о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика в банках на сумму 497 387 рублей 80 копеек.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2007 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит об отмене судебных актов и принятии нового решения, отказав заявителю в удовлетворении его требований. По мнению налоговой инспекции, статьей 142 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 N127 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон от 26.10.2002 N127) изменен срок уплаты налога, сбора и пеней, что противоречит налоговому законодательству.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы и просил об отмене судебных актов, принятии нового решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.

Из материалов дела усматривается, и это установлено судом, что 25.04.2007 налоговой инспекцией в адрес заявителя выставлено требование N122748 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в общей сумме 497387 рублей 80 копеек с указанием срока добровольной уплаты - до 05.05.2007.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования к установленному сроку налоговой инспекцией принято решение от 19.06.2007 N6392 о взыскании налога, пеней, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.

Заявитель, считая решение налоговой инспекции противоречащим Закону от 26.10.2002 N127, обжаловал его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.08.2004 по делу N А55-4183/2004-33 заявитель признан банкротом, открыто конкурсное производство.

Согласно статье 5 Закона от 26.10.2002 N127 под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

В соответствии со статьей 126 Закона от 26.10.2002 N127 с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Согласно пункту 4 статьи Закона от 26.10.2002 N127 требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном данной статьей.

Арбитражные суды пришли к правильному выводу о том, что указанные нормы закона не позволяют налоговой инспекции производить взыскания налогов и пеней в бесспорном порядке, этот вопрос должен решаться конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом от 26.10.2002 N127.

Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума от 22.06.2006 N25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», в соответствии с которой требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона от 26.10.2002 N127, после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Нормы действующего законодательства арбитражным судом применены правильно, правовых оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по делу N А55-8786/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.

Выдачу исполнительного листа поручить Арбитражному суду Самарской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 И.Р.Нагимуллин
судьи
Т.В. Владимирская
 Г.Н. Махмутова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка