ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 15 февраля 2008 года Дело N А55-7682/07

     

[Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу об издании администрацией оспариваемых постановлений в соответствии с действовавшим в период их издания законодательством о земле]
(Извлечение)

Дата оглашения резолютивной части постановления 08.02.2008.

Дата изготовления постановления в полном объеме 15.08.2008.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., с участием: от заявителя - не явился, извещен; от ответчика - Гладков Е.С., доверенность от 10.05.2007 N 530; от третьих лиц - не явились, извещены, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г.Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2007 (судья ...) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2007 (председательствующий ..., судьи: ...) по делу N А55-7682/07, по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г.Самара, к администрации Сызранского района Самарской области, г.Сызрань, о признании недействительным постановлений от 03.03.2005 N 85 и от 03.11.2006 N 710, с участием третьих лиц: 1) ФГУП "Сызранская государственная сортоиспытательная станция", п.Новозаборовский Самарской области, 2) Кондауров Анатолий Григорьевич, г.Сызрань, 3) Крестьянское (фермерское) хозяйство им.В.И.Чапаева, г.Сызрань, установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г.Самара (далее - управление), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными:

постановления Администрации Сызранского района Самарской области (далее - администрация) от 03.03.2005 N 85 "О предоставлении в аренду земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству им.В.И.Чапаева",

постановления Администрации Сызранского района Самарской области от 03.11.2006 N 710 "О предоставлении в аренду Кондаурову Анатолию Григорьевичу землепользования".

Управление обосновывает свои требования тем, что в нарушение пункта 5 постановления Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 Администрация без соответствующего уведомления и решения управления передала в аренду земельный участок, площадью 614 га, крестьянскому (фермерскому) хозяйству, а затем Кондаурову А.Г.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2007 в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2007 решение оставлено без изменения.

Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, оспариваемые постановления признать недействительными.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Управление, третьи лица о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя администрации, оснований для отмены судебных актов не находит.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Сызранского района Самарской области от 13.05.92 N 118 "О перераспределении и закреплении земель" ФГУП "Сызранская государственная сортоиспытательная станция" (далее - сортоиспытательная станция) в постоянное пользование для сельскохозяйственного использования был выделен земельный участок площадью 3103 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 2593 га, из них пашни - 1560 га. Право это подтверждено постановлением администрации от 21.12.94 N 361, свидетельством о праве собственности на землю от 19.11.92 N 20 (л.д.12, 89).

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, в том числе предоставленными государственным унитарным предприятиям, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно пункту 5 постановления Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" (далее - Постановление) в случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении указанных земельных участков для федеральных нужд, а уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - о предоставлении указанных в абзаце 3 пункта 5 земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации.

Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац 6 пункта 5 Постановления).

Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Самарской области создано на основании приказа Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 29.12.2003 N 615. Поскольку Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" 09.03.2004 N 314 Министерство имущественных отношений было упразднено и его функции были переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, Территориальное управление является территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и действует на основании Положения о Территориальном агентстве по управлению федеральным имуществом по Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2006 N 37.

Письмом Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 20.04.2002 N ДА-3/3875 "О некоторых вопросах управления земельными участками на период до разграничения государственной собственности"* разъяснен порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования федеральных унитарных предприятий.

________________

*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Письмом Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 20.02.2002 N ДА-3/3875 "О некоторых вопросах управления земельными участками на период до разграничения государственной собственности"" - Примечание изготовителя базы данных.

Согласно абзаца 2 пункта 2 указанного письма, отказ федеральных государственных унитарных предприятий от прав на земельные участки, возможность которого предусмотрена статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, оформляется письменным заявлением. Письменное заявление должно быть также подтверждено соответствующим федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральной собственностью, т.е. Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Судами установлено, из материалов дела видно, что, следуя указанному порядку, руководитель сортоиспытательной станции 28.02.2005 направил в адрес Руководителя территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Самарской области Метелкина В.В. письмо с просьбой прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки общей площадью 614 га из земель сельскохозяйственного назначения в связи с отсутствием финансирования и невозможностью обрабатывать данные земельные участки. Одновременно в письме указано, что данный земельный участок общей площадью 614 га будет предоставлен в аренду на 11 месяцев главе фермерского хозяйства Кондаурову А.Г. (л.д.36).

Администрация Сызранского района также направила в адрес Руководителя территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Самарской области Метелкина В.В. письмо от 02.03.2005 N 186 с просьбой разрешить заключение договора аренды на 11 месяцев с главой фермерского хозяйства Кондауровым А.Г. на земельный участок общей площадью 614 га из земель сельскохозяйственного назначения, от которых отказалась сортоиспытательная станция (л.д.37).

В ответ на это письмо Территориальное управление по Самарской области письмом от 10.03.2005 за N 24/136 сообщило, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" его разрешения на заключение договора аренды земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящегося в государственной собственности, не требуется (л.д.38).

При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об издании администрацией оспариваемого постановления от 03.03.2005 N 85 "О предоставлении в аренду земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству им.В.И.Чапаева в соответствии с действовавшим в период его издания законодательством.

Довод заявителя жалобы о том, что из его письма от 10.03.2005 за N 24/136 нельзя сделать однозначный вывод о том, что оно касается распоряжения именно земельным участком, находящимся в пользовании сортоиспытательной станции, судом кассационной инстанции признается несостоятельным. Указанный довод противоречит фактическим доказательствам: письмам от 02.03.2005 N 186 и от 10.03.2005 за N 24/136, из текстов которых следует, что уполномоченный на распоряжение земельным участком орган обратился с просьбой разрешить заключение договора аренды именно на земельный участок площадью 614 га, находящий в пользовании сортоиспытательной станции.

Суд кассационной инстанции согласен с выводами суда первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемое постановление администрации Сызранского района от 03.11.2006 N 710 о предоставлении в аренду Кондаурову Анатолию Григорьевичу землепользования из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 63:33:0000000:0038, находящийся по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе п.Новозаборовский, для сельскохозяйственных целей, площадью 6031281 кв.м, сроком на 11 месяцев с 04.02.2006 также издано без нарушения законодательства о земле, действовавшего на момент его издания.

Как видно из материалов дела и установлено судами, до настоящего времени право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не зарегистрировано.

На момент издания оспариваемого постановления от 03.11.2006 N 710, постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", являющееся, по мнению заявителя жалобы, основанием для признания недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов администрации Сызранского района, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 признано утратившим силу.

Федеральный Закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесший изменения в пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", его редакцию в части прав органов местного самоуправления муниципальных районов на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не отменил.

Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ также предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Довод заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, судом апелляционной инстанции уже был опровергнут со ссылкой на выписку из государственного земельного кадастра от 06.10.2005, в соответствии с которым указанный земельный участок площадью 6031281 кв.м, расположенный: Самарская область, Сызранский район, п.Новозаборовский, был поставлен на учет в государственном земельном кадастре (кадастровый номер 63:33:00 000:0038) и составлен план границ земельного участка (л.д.87). Указанное соответствует положениям статьи 7 и пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", согласно которым земельные участки, распложенные на территории Российской Федерации независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования цельных участков, подлежат государственному кадастровому учету, предполагающему присвоение кадастрового номера и составления кадастровой карты плана.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Поскольку правовых оснований для переоценки выводов судов и отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется, учитывая пределы его компетенции, предусмотренные статьями 286-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2007 по делу N А55-7682/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка