ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2008 года Дело N А12-776/07


[Вопреки ст.23 ФЗ "Об охране окружающей среды", истец, относя сбросы по 8 водовыпускам к сверхлимитным, не представил обоснования невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, с учетом того, что ответчик обращался за получением соответствующих разрешений по этим водовыпускам, но ему в этом было отказано, в связи с чем ссылки истца на то, что ответчик является "недобросовестным" природопользователем и не имеет права производить плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за счет прибыли, остающейся в его распоряжении, судами правомерно признаны несостоятельными, в удовлетворении исковых требований отказано]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, г.Волгоград, на решение от 12.07.2007 (судья ...) и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2007 (председательствующий ..., судьи: ...) Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-776/07 по заявлению Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, г.Волгоград, к закрытому акционерному обществу "Региональная энергетическая служба", г.Волгоград, о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, установил:

Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора (далее также - Управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к ЗАО "Региональная энергетическая служба" (далее также - ответчик, ЗАО "РЭС") о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 9 месяцев 2006 года в размере 40722884,69 рублей (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.07.2007 Управлению Ростехнадзора отказано в удовлетворении уточненных исковых требований.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2007 решение суда первой инстанции от 12.07.2007 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, г.Волгоград, ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права.

Законность решения от 12.07.2007 и постановления апелляционной инстанции от 18.09.2007 проверена в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией. Оснований для отмены не найдено по следующим основаниям.

Статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает платность негативного воздействия. В связи с чем, природопользователь, осуществляющий сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, должен осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.16 Закона).

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду выполняется в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632.

В соответствии с указанным постановлением устанавливается два вида базовых нормативов платы - за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия

Кроме того, постановлением N 632 определен порядок взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

В соответствии с пунктами 7, 8 постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632 платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям природного хозяйства с учетом их экономических особенностей. Если указанные платежи, определенные расчетно в соответствии с настоящим Порядком, равны или не превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации.

Как видно из материалов дела, у ЗАО "РЭС" имеется 10 водовыпусков для сброса сточных вод. Однако, разрешения на сброс сточных вод в 2006 году ему были выданы только в отношении водовыпусков ст.Садовая (N 03/3111 от 10.07.2006) и о.Голодный (N 03/3115 от 10.07.2006). В выдаче разрешения на сброс сточных вод по остальным 8 водовыпускам ЗАО "РЭС" было отказано.

Согласно указанным разрешениям за 9 месяцев 2006 года ЗАО "РЭС" должно было уплатить плату за загрязнение окружающей среды в размере 81140,69 руб. за нормативный сброс загрязняющих веществ (80725,50 руб. по ОСК о.Голодный + 415,19 руб. БОС ст.Садовая).

На основании данных о фактическом объеме сбросов, уточненных по итогам 2006 года, ЗАО "РЭС" за счет себестоимости продукции (работ, услуг), уплатило плату за загрязнение окружающей среды в размере 1216734 руб., в том числе 769292 руб. (768992,94 руб. по ОСК о.Голодный + 299,59 руб. по БОС ст.Садовая) за предельно допустимые сбросы вредных веществ в водные объекты, что подтверждается платежным поручением N 344 19.01.2007 и Управлением Ростехнадзора не оспаривается.

Поскольку в выдаче разрешения на сброс сточных вод по 8 водовыпускам было отказано, ЗАО "РЭС" отнесло выбросы по этим водовыпускам к сверхнормативным, оплачиваемым за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, и в порядке статьи 7 постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632 расчет платы не производило, поскольку в 2006 году на предприятии прибыль отсутствовала, а убытки составляли 510823000 рублей, что подтверждается материалами дела и Управлением Ростехнадзора не оспаривается.

Вместе с тем, Управление Ростехнадзора направило в адрес ЗАО "РЭС" требование об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду N 02/4937 от 04.12.2006, на основании которого заявителю начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду (сброс сточных вод) за период с 1 января 2006 года по 30 сентября 2006 года.

Данное требование предусматривает начисление ответчику за указанный период платы за нормативный сброс загрязняющих веществ в размере 81140,69 рублей, а также платы за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в размере 41411036 рублей.

При этом Управление Ростехнадзора руководствовалось статьями 5 и 6 постановления Правительства РФ от 28.08.92 N 632, в соответствии с которыми в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, плата за которую определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Позицию Управления Ростехнадзора суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали ошибочной.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Статьей 23 названного Закона предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 3.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 15.07.94, нормирование объемов образования и размещения отходов производится с целью недопущения превышения предельно допустимого воздействия отходов на окружающую среду, а также охраны жизни и здоровья людей.

Пунктом 3.2 данных Правил предусмотрено, что для поэтапного достижения нормативных объемов образования и размещения отходов природопользователям, не обеспечивающим выполнение этих нормативов, устанавливаются лимиты на образование и размещение отходов.

Таким образом, предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в природную среду являются выбросы, произведенные в пределах установленных нормативов. При соблюдении лимитов на размещение отходов нормативы качества окружающей среды не обеспечиваются.

Судами первой и апелляционной инстанций верно отмечено, что Управлением Ростехнадзора не учтено, что согласно статье 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лимиты на выбросы и сбросы могут устанавливаться только при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Вопреки ст.23 ФЗ "Об охране окружающей среды", Управление Ростехнадзора, относя сбросы по 8 водовыпускам к сверхлимитным, не представило обоснования невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, с учетом того, что ЗАО "РЭС" обращалось за получением соответствующих разрешений по этим водовыпускам, но обществу в этом было отказано.

Кроме того, комментируя статью 23 ФЗ "Об охране окружающей среды", Министерство финансов РФ в письме от 01.12.2005 N 03-03-04/403 разъяснило, что плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах, согласованных нормативов, но превышающие предельно допустимые нормативы, а также плата за сверхлимитные выбросы являются платежами за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

При таких обстоятельствах ссылки Управления Ростехнадзора на то, что ЗАО "РЭС" является "недобросовестным" природопользователем и не имеет права производить плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за счет прибыли, остающейся в его распоряжении, судами первой и апелляционной инстанций правомерно признаны несостоятельными.

Далее, судебными инстанциями верно отмечено, что в соответствии с п.5.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26 января 1993 года природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещения отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов), что и было сделано ЗАО "РЭС" по итогам 2006 года.

При этом также необходимо руководствоваться постановлением главы администрации Волгоградской области N 230 от 06.04.99, в соответствии с которым предприятиям водопроводно-канализационного хозяйства Волгоградской области во всех случаях установлен размер платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сумме 7 процентов прибыли от основной деятельности по предоставлению услуг по канализации, остающейся в распоряжении предприятий.

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правильно пришли к выводу, что ЗАО "РЭС" правомерно отнесло сбросы по 8 водовыпускам, по которым ему было отказано в выдаче соответствующих разрешений к сверхнормативным, плата за которые производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, в связи с чем задолженность по плате за негативное окружающую среду за 9 месяцев 2006 года, с учетом платежей произведенных 19.01.2007 платежным поручением N 344, у ЗАО "РЭС" отсутствует.

На основании изложенного, решение от 12.07.2007 и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2007 являются законными, правовых оснований для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:

Решение от 12.07.2007 и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-776/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка