ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2008 года Дело N А65-10524/2007-СА1-56


[В рассматриваемом случае судом установлен немотивированный и необоснованный отказ заявителю в предоставлении спорного земельного участка в собственность, выраженный в письме заинтересованного лица, в компетенцию которого входит его предоставление, поэтому отказ правомерно признан судом незаконным, заявленные требования удовлетворены]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., с участием представителей сторон: от заявителя - Трифонов Е.А., по доверенности от 26.11.2007, после перерыва Никитин Ю.А., по доверенности от 18.02.2008, от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен, от муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Савельев С.С., по доверенности N 27 от 10.01.2008, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.09.2007 (судья ...) по делу N А65-10524/2007-СА1-56, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр "Лига", город Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, третье лицо - муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Деловой центр "Лига" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании незаконными бездействий с уточнением предмета требований - признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: город Казань, улица Дементьева, на остановке "Площадь моторостроителей", находящегося под торговым павильоном "Альбион".

Решением арбитражного суда от 26.09.2007 заявленные требования удовлетворены. Отказ Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Комитет), Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в предоставлении в собственность истребуемого земельного участка признан незаконным. Кроме того, суд обязал Комитет земельных и имущественных отношений, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Деловой центр "Лига".

Не согласившись с судебным решением, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что определением суда от 16.08.2007 Комитет был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В качестве ответчика Комитет в процессе судебного разбирательства привлечен не был. Однако решением арбитражного суда действия Комитета признаны незаконными, что является нарушением норм процессуального права.

Каких-либо доводов относительно существа спора в кассационной жалобе не приведено.

До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв до 11 часов 19.02.2008.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает решение арбитражного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявитель является собственником нежилого строения (торгового павильона "Альбион"), инвентарный N 11714, площадью 74,60 кв.м, лит.А, объект 1, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Дементьева, на остановке "Площадь моторостроителей", кадастровый (условный) номер 16:50:01:66296:001. (Свидетельство о государственной регистрации права собственности Серия ААХ номер 0431701 от 02.07.2005, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись N 16-16-01/080/2005-124.1.)

В ответ на заявление общества о предоставлении ему в собственность земельного участка, занимаемого указанным нежилым помещением, Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани письмом от 18.12.2006 N 24876 в предоставлении данного земельного участка отказал, ссылаясь на то, что проект постановления Исполнительного комитета города Казани "О предоставлении ООО "Деловой центр "Лига" земельного участка по улице Дементьева" отклонен руководством.

Данный отказ оспорен заявителем в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений части 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии с Положением о Комитете земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, утвержденным решением представительного органа муниципального образования города Казани N 11-5 от 24.12.2005, предметом и целью деятельности Комитета является выполнение управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Казани - Исполнительного комитета города Казани в сфере реализации вопросов местного значения, а именно по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани (п.2.1).

К компетенции и полномочиям Комитета как органа Исполнительного комитета города Казани отнесены, в том числе, и полномочия от имени муниципального образования города Казани по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани и земельными участками, приобретение от своего имени имущественных и личных неимущественных прав, заключение договоров и иных сделок с юридическими и физическими лицами на основании и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

На основании пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности строения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.

В силу части 2 статьи 3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлена обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретения в собственность по желанию правообладателей в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Пунктами 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления принимают решение о предоставлении земельного участка либо готовят проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В данном случае судом установлен немотивированный и необоснованный отказ заявителю в предоставлении спорного земельного участка в собственность, выраженный в письме Комитета от 18.12.2006 N 24876, в компетенцию которого входит его предоставление. Поэтому данный отказ правомерно признан судом незаконным.

Довод кассационной жалобы о том, что Комитет не привлекался к участию в деле в качестве ответчика, не может являться основанием для отмены судебного акта.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает к участию в деле другого ответчика.

Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

В заявлении об оспаривании действий соответствующих органов в силу требований статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указываются, в том числе, наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие), название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) согласно требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) соответствующих органов должно, в том числе, содержаться указание на признание оспариваемых действия (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно материалам дела Комитет был привлечен к участию в деле.

В ходе судебного разбирательства судом было удовлетворено ходатайство заявителя об изменении предмета требований, согласно которым оспаривался отказ в предоставлении заявителю земельного участка, который был изложен в письме Комитета от 18.12.2006 N 24876.

Удовлетворение судом ходатайства об изменении предмета требований, исходя из особенностей рассмотрения дел, предусмотренных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по существу означало изменение процессуального положения Комитета.

Таким образом, независимо от того, что изначально Комитет был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, исходя из предмета требований, последние подлежали рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных этой главой Кодекса. Соответственно права Комитета не нарушены.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены принятого судебного решения.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.09.2007 по делу N А65-10524/2007-СА1-56 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка