• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2008 года Дело N А55-2851/07

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего - Гатауллиной Л. Р.,

судей Коноплевой М. В., Хабибуллина Л. Ф.,

от истца - не явился, извещен,

от ответчика - Тюпова С. В., (доверенность от 25.10.2007 N03-14/744),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,

на решение от 08.05.2007 (судья - Мехедова В. В.,) Арбитражного суда Самарской области, на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 (председательствующий судья - Семушкин В. С., судьи - Кувшинов В. Е., Юдкин А. А.,), по делу NА55-2851/2007,

по заявлению открытого акционерного общества «Авиакомпания «Самара», г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара о признании незаконным решения налогового органа,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Самара» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.11.2006 N12-15/7068/61. Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2007 заявленные требования удовлетворены. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2007 оставлено без изменения. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.

Как усматривается из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ОАО «Авиакомпания «Самара» по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года налоговый орган принял решение от 23.11.2006 N12-15/7068/61 о привлечении общества к налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Указанным решением налоговый орган привлек общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 1 073 869 рублей за неполную уплату налога на добавленную стоимость, а также предложил ему уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 5 369 344 рубля и пени в сумме 318 832 рубля за несвоевременную уплату налога.

Из оспариваемого решения налогового органа следует, что основанием для его принятия послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик вправе применять налоговые вычеты только в том периоде, в котором налогоплательщиком получены счета-фактуры, независимо от даты составления счетов-фактур, даты оплаты указанных в них товаров (работ, услуг) и даты принятия товаров (работ, услуг) на учет.

Заявитель, не согласившись с принятым налоговым органом решением, обратился в арбитражный суд, судебными актами которого заявленные требования удовлетворены.

Кассационная инстанция находит выводы суда первой и апелляционной инстанций правомерными по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные данной статьей налоговые вычеты. При этом, в силу положений пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговой (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Нормы налогового законодательства не предусматривают обязанности налогоплательщика предъявлять налог на добавленную стоимость к вычету в том налоговом периоде, в котором были получены счета-фактуры. Налоговый кодекс Российской Федерации не связывает право налогоплательщика на налоговый вычет в определенном периоде с фактом получения счета-фактуры именно в этом периоде и вообще с датой получения счета-фактуры.

Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что все счета-фактуры, приложенные к уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 18 процентов от 23.08.2006, и подтверждающие заявленные за май 2006 года налоговые вычеты, были составлены поставщиками в мае 2006 года, либо ранее мая 2006 года, о чем свидетельствуют книга покупок за май 2006 года и сами счета-фактуры.

Материалами дела также подтверждается, что товары (работы, услуги) по указанным счетам-фактурам были приняты на учет ОАО «Авиакомпания «Самара» в мае 2006 года, либо ранее мая 2006 года, а оплата по указанным счетам-фактурам была произведена также в мае 2006 года, либо ранее мая 2006 года.

Факт однократного применения налогового вычета по счетам-фактурам в мае 2006 года подтверждается книгами покупок, журналом учета полученных счетов-фактур и налоговыми декларациями ОАО «Авиакомпания «Самара».

Следовательно, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что общество обоснованно заявило право на налоговые вычеты в мае 2006 года.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 N267-О, взаимосвязанные нормативные положения частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что он сообщил обществу о наличии каких-либо замечаний и потребовал от него представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налога.

При таких обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные ОАО «Авиакомпания «Самара» требования подлежат удовлетворению.

Суд первой инстанции и апелляционный суд, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 08.05.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2007 по делу N А55-2851/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 Л. Р. Гатауллина
Судьи
 М. В. Коноплева
 
 Л. Ф. Хабибуллин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-2851/07
Принявший орган: Арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 19 февраля 2008

Поиск в тексте