ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2008 года Дело N А12-14227/05

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего Аглиуллиной Ф. Г., ,

судей Меленьтевой Р. Р., Петрушкина В. А.,

без участия представителей сторон (извещены, не явились),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, г.Волгоград,

на решение от «18» мая 2007 года (судья Ильинова О. П.) и постановление апелляционной инстанции от «19» июля 2007 года (председательствующий Попова А. В., судьи Лаврик Н. В., Языков Е. Б.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу NА12-14227/05

по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилье-46» Краснооктябрьского района г.Волгограда, г.Волгоград, к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г.Волгоград, Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва, с участием третьих лиц: Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, г.Волгоград, Департамента финансов администрации г.Волгограда, г.Волгоград, муниципального учреждения «Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района г.Волгограда», г.Волгоград, администрации Волгоградской области, г.Волгоград, открытого акционерного общества «ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда», г.Волгоград, Территориального управления по Краснооктябрьскому району г.Волгограда УСЗН по Волгоградской области, г.Волгоград, о взыскании 4 414 200 руб.,

по докладу судьи Аглиуллиной Ф. Г.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилье-46» обратилось с иском к Главному финансово-казначейскому управлению администрации Волгоградской области о взыскании 4.414.200 рублей убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту жилищного фонда в 2004 году в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» N5-ФЗ от 12.01.1995, Указом Президента Российской Федерации от 15.01.1992 N1235, «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны» гражданам, проживающим на территории Краснооктябрьского района города Волгоград.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Департамент ЖКХ и ТЭК администрации города Волгограда, Департамент финансов администрации города Волгограда, муниципальное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района» города Волгограда.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.06.2006 года произведено процессуальное правопреемство в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Первоначальный ответчик заменен правопреемником - Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области.

До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать сумму иска с Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области за счет средств Казны Волгоградской области.

Определениями Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2005, 19.07.2005, 21.06.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление социальной защиты населения администрации Краснооктябрьского района города Волгограда, Департамент финансов администрации города Волгограда, открытое акционерное общество «ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда», Администрация Волгоградской области.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2006 с Комитета бюджетной политики и казначейства администрации Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу истца взысканы выпадающие доходы в сумме 4.414.200 рублей.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2006 решение было оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2007 указанные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда с целью исследования вопроса о выделении субъекту федерации в 2004 году в достаточном количестве средств федерального бюджета для возмещения расходов, связанных с реализацией вышеназванных льгот, установленных федеральными законами. Также было указано на необходимость привлечения в качестве ответчика Российской Федерации в лице финансового органа.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.03.2007 в качестве второго ответчика к участию в деле привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.05.2007 (в редакции определения об исправлении опечатки от 02.07.2007) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилье-46» взыскано 4.414.200 руб., в пользу Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области - 103.248 руб. стоимости экспертных работ.

В иске к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.07.2007 решение оставлено без изменения.

Судебные акты мотивированы тем, что невозмещенная истцу сумма выпадающих доходов от предоставления льгот 4 414 200 руб. подтверждена судебной экспертизой. Материалами дела подтвержден факт недостаточности финансирования Волгоградской области из федерального бюджета на реализацию Федерального закона «О ветеранах», в связи с чем иск удовлетворен за счет средств казны Российской Федерации в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе заявитель - Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва, в лице Управления федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград - просит решение и постановление в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации 4517448 руб. отменить, в иске в этой части отказать, ссылаясь на отсутствие списков льготников, согласованных с органами социальной защиты населения и части удостоверений льготников. В бюджет Волгоградской области из федерального бюджета в 2004 году было перечислено 132 239 500 руб. для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня. Кроме того, убытки, расходы, понесенные истцом в связи с оказанными льготным категориям граждан услугами, не доказаны.

Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, в 2004 году на основании договоров от 01.01.2003 N46, от 01.10.2003 N52 оказания услуг для муниципальных нужд по техническому обслуживанию (содержание и текущий ремонт) муниципального жилищного фонда ООО «Жилье-46» (исполнитель) по заданию МУ ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда (заказчик, распорядитель кредитов в части бюджетного финансирования на техническое обслуживание жилищного фонда, средств населения, действующий от имени населения жилых домов в Краснооктябрьском районе) оказывал услуги по техническому обслуживанию объектов жилого и нежилого фонда, находящихся в оперативном управлении заказчика.

По условиям договора от 01.07.1999года N50 между ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» (ранее МУП «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», исполнитель) и МУ ЖКХ Краснооктябрьского района (заказчик) исполнитель в исковой период производил начисление платы за жилье и коммунальные услуги населению Краснооктябрьского района с учетом действующих тарифов, льгот, субсидий, вел учет поступивших платежей, составлял отчеты в виде информации о полученных суммах, а заказчик ежемесячно передавал исполнителю данные, указанные в карточках квартиронанимателей и владельцев жилья для внесения изменений в начисление платы за жилье и коммунальные услуги.

В материалах дела имеются сведения открытого акционерного общества «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» о начисленных льготах по техническому обслуживанию по обществу с ограниченной ответственностью «Жилье-46» за 2004 год (т.1 л.д. 25-55); списки граждан, имеющих льготы, с копиями лицевых счетов и удостоверений на льготы (т. 23-26); копии лицевых счетов граждан, имеющих право на льготы (т. 3-20).

Указанными документами подтверждается факт предоставления истцом льгот по оплате услуг по техническому обслуживанию жилья гражданам, имеющим право на льготы.

Согласно справке МУ ЖКХ Краснооктябрьского района (л.д. 42, т.1) убытки (выпадающие доходы) общества с ограниченной ответственностью «Жилье-46» в связи с предоставлением льгот гражданам по Указу Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны» составили 155 400 руб. и полностью возмещены из бюджета, а по Федеральному закону «О ветеранах» выпадающие доходы составили 5834200 руб., возмещены в сумме 1420 000руб., невозмещенная сумма составляет 4 414 200 руб.

Проведенной по делу судебной финансово-экономической экспертизой от 12.05.2006 установлено, что по данным открытого акционерного общества «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», составленным на основании лицевых счетов квартиросъемщиков, удостоверений льготников, истцом в 2004 году предоставлены льготы в соответствии с Законом РФ «О ветеранах» на сумму 5 834 673 руб. 46 коп.

Данные затраты истца возмещены в сумме 1420 000 руб. Невозмещенная часть затрат составляет 4 414 673 руб. 46 коп.

При этом экспертом исследовались имеющиеся в деле документы общества с ограниченной ответственностью «Жилье-46: сведения открытого акционерного общества «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» о начисленных льготах по техническому обслуживанию по обществу с ограниченной ответственностью «Жилье-46» за 2004 год; списки граждан, имеющих льготы с копиями лицевых счетов и удостоверений; копии платежных поручений о перечислении средств из бюджета на компенсацию предоставленных льгот; отчет формы N26-ЖКХ за 2004 год; бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2004 год; главная книга, журналы-ордера за 2004 год; регистры учета расходов и доходов за 2005 год, ведомости аналитического учета по счетам 60 за 2004 год и другие документы. Выводы экспертизы ответчиком не оспорены.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О ветеранах», расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов законом, возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в части оплаты жилья и коммунальных услуг. При этом порядок возмещения в силу названной нормы утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

Порядок возмещения субъектам РФ расходов на реализацию льгот ветеранам Правительством РФ не установлен.

На реализацию Федерального закона «О ветеранах» Законом Волгоградской области от 10.12.2003 N897-ОД «Об областном бюджете на 2004 год» предусмотрено выделение денежных средств в сумме 244.600.000руб.

Однако указанных средств для возмещения всех расходов истца, понесенных в связи с предоставлением льгот ветеранам, оказалось недостаточно.

Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ», если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В бюджете Российской Федерации на 2005 год расходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены не были.

Доказательства выделения из федерального бюджета средств на цели возмещения платы, не полученной от льготных категорий потребителей, предусмотренной Федеральным законом «О ветеранах», в материалах дела не имеется.

В этой связи суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме в 2004 году субъект Российской Федерации соответствующими финансовыми средствами и удовлетворили исковые требования за счет средств казны Российской Федерации на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы о том, что согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» организациям за оказанные льготным категориям граждан возмещаются из бюджета лишь понесенные расходы, обоснованно не приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку истцом предъявлены ко взысканию именно реально понесенные им расходы в связи с предоставлением льгот, то есть убытки в виде реального ущерба.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от «18» мая 2007 года и постановление апелляционной инстанции от «19» июля 2007 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу NА12-14227/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Ф. Г. Аглиуллина
Судьи
Р. Р. Меленьтева
 В. А. Петрушкин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка