ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2008 года Дело N А57-14923/06

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего: Козлова В. М.,

судей: Гатауллиной Л. Р., Хабибуллина Л. Ф.,

при участии:

от заявителя - индивидуального предпринимателя Фридман Б. С.- не явился, извещен

от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова - не явился, извещена

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова, г. Саратов

на решение от 18.04.2007 (судья: Викленко Т. И.) Арбитражного суда Саратовской области по делу NА57-14923/06-33

по заявлению индивидуального предпринимателя Фридман Б. С., г. Саратов о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова от 22.09.2006 N 384

и встречному заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова, г. Саратов о взыскании с индивидуального предпринимателя Фридман Б. С. 60571 рублей 79 копеек налогов, пени и штрафа

Установил:

Индивидуальный предприниматель Фридман Б. С. (далее -предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова (далее - налоговый орган, инспекция) от 22.09.2006 N 384 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Инспекцией подано встречное заявление о взыскании с предпринимателя 60571 рублей 79 копеек налогов, пени и штрафа.

Решением суда первой инстанции от 18.04.2007 требования удовлетворены частично и признано недействительным оспариваемое решение инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1241 рублей 60 копеек за неуплату налога на доходы физических лиц, 1595 рублей 15 копеек штрафа за неуплату единого социального налога; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 11164 рублей 63 копеек за непредставление налоговой декларации по единому социальному налогу, а также предложения уплатить 6208 рублей налога на доходы физических лиц и соответствующие пени, 7975 рублей 74 копеек единого социального налога и пени в соответствующей сумме. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Встречные требования инспекции удовлетворены в части взыскания с предпринимателя 24182 рублей 76 копеек единого социального налога, в том числе 5228 рублей 26 копеек за 2004 год, 18954 рублей 50 копеек за 2005 год и соответствующих им пеней; 7319 рублей 57 копеек штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить данный судебный акт в части удовлетворения требований о признании недействительным решения от 22.09.2006 N 384 и отказа в удовлетворении встречных требований, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, в ходе которой выявлены нарушения по исчислению и уплате налогов.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 04.09.2006 N 0357 и принято решение от 22.09.2006 N 384 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1241 рублей 60 копеек за неуплату налога на доходы физических лиц за 2004 год, 6431 рублей 70 копеек штрафа за неуплату единого социального налога за 2004 и 2005 годы; по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса в виде штрафа в сумме 3790 рублей 90 копеек за непредставление налоговой декларации по единому социальному налогу; по пункту 2 статьи 119 Кодекса в виде штрафа в сумме 18484 рублей 20 копеек за непредставление декларации по единому социальному налогу за 2004 год; штрафа в сумме 50 рублей по пункту 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Налогоплательщику также предложено уплатить 6208 рублей налога на доходы физических лиц за 2004 год, 32157 рублей 50 копеек единого социального налога, в том числе за 2004 год 13203 рублей и 18954 рублей 50 копеек за 2005 год, 1066 рублей 40 копеек пеней по налогу на доходы физических лиц и 1931 рублей 71 копеек пеней по единому социальному налогу.

Принимая решение об удовлетворении требований и признании недействительным оспариваемого решения инспекции в указанной части, а также отказывая частично в удовлетворении встречных требований налогового органа, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признаются доходы, полученные налогоплательщиками в налоговом периоде, которым согласно статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.

Пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщики имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Таким образом, при исчислении налога на доходы физических лиц предприниматели вправе уменьшить полученный ими в течение налогового периода доход на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Подпунктом 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику предоставлено право включать в расходы, связанные с производством и реализацией, взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

Федеральным законом от 26.10.2002 N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что индивидуальный предприниматель может быть утвержден арбитражным судом на должность арбитражного управляющего, если он является членом саморегулируемой организации.

Статьей 21 названного Федерального закона для членов саморегулируемой организации - физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей по виду деятельности «арбитражный управляющий», определена обязательная сумма разового взноса в компенсационный фонд данной организации в размере не менее 50000 рублей.

Исходя из норм законодательства о банкротстве, уплату взноса в компенсационный фонд следует рассматривать как обязательное условие для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего, а сумму уплаченного компенсационного взноса следует учитывать в составе прочих расходов от профессиональной деятельности.

Судом первой инстанции установлено, что предпринимателем уплачено 50000 рублей взноса в компенсационной фонд саморегулируемой организации, что подтверждается квитанцией от 04.12.2003 N107, в связи с ведением им деятельности арбитражного управляющего с 2004 года.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованном привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1241 рублей 60 копеек за неуплату налога на доходы физических лиц, доначислении 6208 рублей данного налога и начисления пени.

Согласно пункту 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Пунктом 2 указанной статьи определено, что если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

В соответствии с пунктом 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики единого социального налога представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются доходы от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Пунктом 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, предпринимателем представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2004 год, согласно которой сумма дохода от предпринимательской деятельности составила 160800 рублей. При этом заявленные в декларации профессиональные налоговые вычеты соответствуют указанной предпринимателем сумме 108517 рублей 34 копеек, в связи с этим налоговая база для исчисления единого социального налога за 2004 год составляет 52282 рублей 66 копеек. В связи с тем, что налогооблагаемая база по единому социальному налогу за 2004 год составила 52282 рублей 66 копеек, судом первой инстанции сделан правильный вывод о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части доначисления указанного налога в сумме 7975 рублей 74 копеек, начисления соответствующих сумм пени и штрафа.

Соответственно, по тем же основаниям и установленным обстоятельствам дела, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении встречных требований налогового органа в части взыскания сумм налогов, пени и штрафа.

Таким образом, выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований и признании недействительным оспариваемого решения инспекции в указанной части, а также о частичном отказе встречных требований о взыскании с налогоплательщика налогов, пени и штрафа, соответствуют материалам дела и законодательству.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.04.2007 Арбитражного суда Саратовской области по делу NА57-14923/06-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Козлов В. М.
Судьи
 Гатауллина Л. Р.
Хабибуллин Л. Ф.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка