• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2008 года Дело N А72-3359/06

Резолютивная часть постановления оглашена 07.03.2008

Полный текст постановления изготовлен 14.03.2008

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего Сагадеева Р.Р.,

судей Хайруллиной Ф. В., Филимонова С.А.,

с участием

от заявителя - Сафронов А.П., доверенность от 28.12.2006 N 6428-01,

Бирюкова С.Л., доверенность от 16.11.2007 N 7195-01,

от ответчика - не явился, извещен,

от третьего лица - ООО «Центр Экологических технологий» -

Ручкина В.М., доверенность от 01.01.2008,

от других третьих лиц - не явились, извещены,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологических технологий», г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.06.2007 (судья Прохоров А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2007 (председательствующий Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Кувшинов В.Е.) по делу NА72-3359/06-10/234,

по заявлению Муниципального образования «Город Ульяновск» в лице Мэрии г.Ульяновска (далее - МО «Город Ульяновск») к Администрации муниципального образования «Ульяновский район», р.п.Ишеевка Ульяновской области (далее - МО «Ульяновский район»), о признании недействительными распоряжений от 22.09.2005 N533-р, от 18.01.2005 N52-р,

с участием третьих лиц: 1) Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству Мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск;

2) Ульяновское муниципальное унитарное специализированное автотранспортное предприятие по уборке города, г. Ульяновск;

3) МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» МО «Ульяновский район», р. п. Ишеевка Ульяновской области;

4) Управление федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,

5) Муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство по уборке города», г. Ульяновск,

6) Закрытое акционерное общество «Строймеханизация», г. Ульяновск,

7) Администрация Засвияжского района г. Ульяновска, г. Ульяновск,

8) Администрация Ленинского района г. Ульяновска, г. Ульяновск,

9) Открытое акционерное общество «Спецстрой», г. Ульяновск,

10) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ульяновской области, г. Ульяновск,

11) Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, г.Ульяновск,

12) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск,

13) Законодательное собрание Ульяновской области, г. Ульяновск,

14) Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Ульяновска, г. Ульяновск,

15) Правительство Ульяновской области, г. Ульяновск,

16) ОГУСП «Совхоз Карлинский», г. Ульяновск,

17) Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Ульяновска, г. Ульяновск,

18) Муниципальное унитарное предприятие «Спецремстрой», г. Ульяновск,

19) СУ «Гидродормост», г. Ульяновск,

20) общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологических технологий», г. Ульяновск,

в судебном заседании 29.02.2008 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 9.20 часов 07.03.2008

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование «город Ульяновск» в лице мэрии города Ульяновска (далее - МО «город Ульяновск») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными распоряжений Главы администрации муниципального образования «Ульяновский район» (далее - МО «Ульяновский район», Глава Ульяновского района) от 22.09.2005 N 533-р «О предоставлении в аренду земельного участка» и от 18.01.2005 N 52-р «О предварительном согласовании земельного участка».

В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены: Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству Мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск; Ульяновское муниципальное унитарное специализированное автотранспортное предприятие по уборке города, г. Ульяновск; МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» МО «Ульяновский район», р. п. Ишеевка Ульяновской области; Управление федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью «Центр Экологических технологий», г.Ульяновск, Муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство по уборке города», г.Ульяновск, Закрытое акционерное общество «Строймеханизация», г. Ульяновск, Администрация Засвияжского района г. Ульяновска, г. Ульяновск, Администрация Ленинского района г.Ульяновска, г. Ульяновск, Открытое акционерное общество «Спецстрой», г. Ульяновск, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ульяновской области, г. Ульяновск, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, г.Ульяновск, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск, Законодательное собрание Ульяновской области, г. Ульяновск, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ульяновска, г.Ульяновск, Правительство Ульяновской области, г. Ульяновск, ОГУСП «Совхоз Карлинский», г.Ульяновск, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Ульяновска, г. Ульяновск, Муниципальное унитарное предприятие «Спецремстрой», г. Ульяновск, СУ «Гидродормост», г. Ульяновск.

Решением от 26.06.2007 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил заявленные требования, признал оспариваемые распоряжения недействительными.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество с ограниченной ответственностью «Центр Экологических Технологий» просит состоявшиеся судебные акты отменит полностью и прекратить производство по делу.

В отзыве на кассационную жалобу МО «Ульяновский район» просило отменить судебные акты суда первой и апелляционной инстанции и прекратить производство по делу.

Лица, участвующие в деле, за исключением представителей МО «город Ульяновск», общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологических технологий», не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

МО «Ульяновский район» заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Как следует из материалов дела, распоряжением от 18.01.2005 N 52-р Глава администрации Ульяновского района предварительно согласовал ООО «Центр экологических технологии» место размещения полигона твердых бытовых отходов ориентировочной площадью 20 га нарушенных земель, ранее выделенных предприятиям города Ульяновска (СУ «Гидродормост», ОАО «Спецстрой» и МУП «Спецавтохозяйство по уборке города») во временное пользование для добычи песка в Баратаевском месторождении и в настоящее время отработанных. Указанным распоряжением этот земельный участок был передан обществу в аренду сроком на 11 месяцев с разрешением производить проектно - изыскательские работы (т. 1, л.д. 28, 29).

Распоряжением от 22.09.2005 N533-р Глава администрации Ульяновского района утвердил фактическую площадь земельного участка, передаваемого обществу на Баратаевском месторождении песка, - 236397 кв.м. Этим же распоряжением: было прекращено право пользования СУ «Гидродормост» на земельный участок площадью 7,6397 га, ОАО «Спецстрой» на земельный участок площадью 10,7 га и МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» на земельный участок площадью 5,3 га; Комитету по управлению муниципальным имуществом Ульяновского района было поручено заключить с ООО «Центр экологических технологии» договор аренды на земельный участок сроком на 12 лет; признано утратившим силу распоряжение Главы администрации Ульяновского района от 18.01.2005 N52-р (т.1, л.д. 30).

Договор аренды от 03.10.2005 N 82/2005 заключен и зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области 03.10.2005.

Считая вышеуказанные распоряжения незаконными, нарушающими права и законные интересы МО «город Ульяновск», последний обратился в суд.

Обращение в суд МО «город Ульяновск» мотивировало следующим.

В целях выполнения требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), 13.07.2004 законодательным собранием Ульяновской области был принят Закон Ульяновской области N043-30 «О муниципальных образованиях Ульяновской области» (далее - Закон Ульяновской области N043-30), пунктом 4 статьи 25 которого были утверждены границы муниципальных образований «город Ульяновск» и «Ульяновский район» в виде картографического описания.

В результате установления границ Баратаевский песчаный карьер, ранее находившийся в границах Ульяновского района, оказался в пределах границ МО «город Ульяновск». Со дня вступления в силу названного Закона муниципальные образования «город Ульяновск» и «Ульяновский район» находятся в новых границах и на их территориях действуют муниципальные правовые акты, касающиеся вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на территории муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом N 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления образования самостоятельно.

По мнению МО «город Ульяновск», именно с даты вступления в силу Закона Ульяновской области от 13.07.2004 N043-30 все вопросы, связанные с распоряжением и использованием земельного участка, на котором расположен Баратаевский песчаный карьер, находятся в компетенции МО «город Ульяновск». Поэтому издание оспариваемых распоряжений после принятия Закона Ульяновской области N043-30 осуществлено МО «Ульяновский район» за пределами своих полномочий.

Кроме этого, МО «город Ульяновск» считает, что названный земельный участок и ранее находился в черте города Ульяновска, поскольку решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов от 01.10.1991 N 359 «О согласовании проекта городской черты г. Ульяновск» (с учетом приложения N 1 к данному решению) (т. 8. л.д. 8-11) земли совхоза «Карлинский» вошли в черту города Ульяновска. Данная городская черта была утверждена решением Малого Совета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 17.03.1992 N 56 (т. 8, л.д. 17) и зафиксирована в статье 7 (с учетом приложения N 1) Устава города Ульяновска (т.8, л.д. 102), утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 23.04.1997 N 72, который действовал до принятия Ульяновской городской Думой решения от 14.12.2005 N 202 «О принятии Устава муниципального образования г. Ульяновск».

Удовлетворяя заявление МО «город Ульяновск», суды согласились с его доводами.

Суды не приняли довод МО «Ульяновский район» о том, что на день принятия оспариваемых распоряжений спорный земельный участок относился к землям Ульяновского района, находился под его юрисдикцией, поэтому оно издало распоряжения на законных основаниях. Земли Ульяновского района, оказавшиеся в результате установления границ муниципальных образований Ульяновской области в пределах границ МО «город Ульяновск», переданы фактически МО «город Ульяновск» по акту приема-передачи земель от 12.10.2005, утвержденного постановлением Главы города Ульяновск от 13.02.2006 N 358. Таким образом, по утверждению МО «Ульяновский район», право распоряжения землями, находящимися под его юрисдикцией, сохранялось у него до фактической передачи земель МО «город Ульяновск» по акту приема-передачи.

Оценивая названный довод МО «Ульяновский район» и, отклоняя его, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что нормами Федерального закона N 131-ФЗ, регламентирующего порядок установления границ муниципальных образований, не предусмотрена необходимость передачи земель путем составления каких-либо документов, распорядительных актов или актов приема-передачи.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, признает выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права, в связи с чем считает судебные акты подлежащими отмене с принятием решения об отказе в удовлетворении заявления МО «город Ульяновск».

Согласно пунктам «в», «г», «к», «н» части 1 статьи 72 и статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федераций, действует федеральный закон.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 11-13 данного Федерального закона. Аналогичная норма содержится в главе 12 «Переходные положения» данного Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями этого Федерального закона органы государственной власти субъектов Федерации до 01.03.2005 устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

В соответствии с частью 3 статьи 85 названного Федерального закона при утверждении границ муниципальных образований допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания.

В случае, если границы муниципальных образований не утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.03.2005 в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ, границы муниципальных образований утверждаются до 31.03.2005 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Границы муниципальных образований Ульяновской области в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ, были установлены и утверждены Законом Ульяновской области от 13.07.2004 N043-30 «О муниципальных образованиях Ульяновской области» в виде картографического описания их границ (статья 25 закона).

Судами установлено, что при утверждении границ земельный участок, переданный в аренду ООО «Центр экологических технологии», вошел в границы МО «город Ульяновск», что подтверждается картографическим описанием границ муниципального образования (приложение N25 к Закону Ульяновской области от 13.07.2004 N043-30 - т. 8, л.д. 138), представителями сторон по существу не оспаривается. Этим же Законом муниципальные образования наделены соответствующими статусами и определены их административные центры.

Ссылка судов на отсутствие у органа местного самоуправления - МО «Ульяновский район» права на распоряжение земельным участком до передачи этих земель в состав МО «Город Ульяновск» противоречит действующему законодательству.

В силу статей 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной собственности в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В статье 60 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», действующего в спорный период, содержится перечень полномочий местной администрации в сфере земельных правоотношений, согласно которому, районная администрация имеет право, в том числе, сдавать в аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.05.2006 N 01/185/2006-417 (т.2, л.д.7), копиями Единого государственного реестра земель раздела «Земельные участки» с кадастровыми номерами 73:19:07 09 01:6; 73:19:07 09 01:0007 и 73:19:07 09 01:106 (т.6, л.д.94-105), представленными в материалы дела Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Ульяновской области подтверждается, что спорный земельный участок находился на территории совхоза «Карлинский» (в настоящее время - ОГУСП «Совхоз «Карлинский»), Ульяновского района Ульяновской области, то есть в пределах границ Ульяновского района.

При таких обстоятельствах распоряжения от 18.01.2005 N 52-р, от 22.09.2005 N533-р о предоставлении земельного участка на Баратаевском месторождении песка площадью 236397 кв.м. в аренду ООО «Центр экологических технологии» приняты Главой администрации Ульяновского района в соответствии с нормами закона в пределах предоставленных ему полномочий .

Утверждение судов о том, что необходимость передачи земель по дополнительно составляемым актам приема-передачи или путем составления иных дополнительных документов и распорядительных актов не требуется, потому что такой порядок не установлен Федеральным законом N 131-ФЗ, а указание на такой порядок в статье 12 Закона субъекта Российской Федерации - Ульяновской области от 08.09.2003 N 041-30 «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований на территории Ульяновской области, установления и изменения их границ и наименований и гарантиях учета мнения населения при решении этих вопросов» осуществлено субъектом Российской Федерации без надлежащих полномочий, судом кассационной инстанции не принимается.

В силу статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Согласно статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).

Согласно статье 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Передачей признается вручение вещи приобретателю. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица (статья 224 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, право фактического распоряжения земельным участком могло возникнуть у МО «город Ульяновск» не ранее составления акта приема-передачи от 12.10.2005 и получения указанного участка по этому акту.

Необходимость оформления непосредственной передачи земель актами органов местного самоуправления установлена Законом Ульяновской области от 08.09.2003 N 041-30 «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований на территории Ульяновской области, установления и изменения их границ и наименований и гарантиях учета мнения населения при решении этих вопросов». Согласно статье 12 «Передача территорий» этого закона, передача территорий в связи с установлением и изменением границ муниципальных образований, их образованием, объединением, преобразованием или упразднением производится путем непосредственной передачи земель, расположенных на них объектов муниципальной собственности, обусловленных соглашением сторон, и их учетной документацией, которая оформляется актами органов местного самоуправления.

Акты приема-передачи утверждаются главами муниципальных образований и хранятся в органе местного самоуправления - правопреемнике переданной территории в течение 5 лет.

Выводы судов о том, что названный земельный участок в соответствии со статьей 7 (с учетом приложения N 1) Устава города Ульяновска (т.8, л.д. 102), утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 23.04.1997 N 72, и ранее находился в черте города Ульяновска, судом кассационной инстанции признаются несостоятельными.

Выводы суда основаны на решении исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов от 01.10.1991 N 359 «О согласовании проекта городской черты г. Ульяновск» (с учетом приложения N 1 к данному решению) (т. 8. л.д. 8-11), где указано, что городская черта г. Ульяновска проходит на западе: по южной границе участка орошаемой пашни совхоза «Карлинский», по восточной границе участка орошаемой пашни совхоза «Карлинский» вниз по середине реки Сельдь. Данная городская черта была утверждена решением Малого Совета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 17.03.1992 N 56 (т. 8, л.д. 17), на что было указано в статье 7 Устава города Ульяновска.

Между тем, Приложение N 1 «Описание границы города Ульяновска» (т.2, л.д. 36) к Уставу города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23.04.1997 N 72 (в редакции решений Ульяновской Городской Думы от 30.04.2002 N78) имеющееся в материалах дела (т.2, л.д. 33-35), свидетельствуют о том, что территория совхоза «Карлинский» (Баратаевского карьера песка) не относится к территории города.

Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства являются защита нарушенных прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых актов и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые акты, а также устанавливает, нарушают ли акты права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что в соответствии с требованиями указанных статей МО «Город Ульяновск» не доказало нарушение прав и законных интересов муниципального образования.

Согласно положениям Федерального закона N 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1 Закона).

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, являющимися муниципальными образованиями. Являясь органом местного самоуправления, администрация муниципального образования выступает от имени населения, проживающего на территории муниципального образования, представляет его интересы.

Принимая решение о передаче земельного участка выработанного карьера песка в аренду ООО «Центр экологических технологии» для складирования твердых бытовых отходов, МО «Ульяновский район» как раз исходило из интересов населения муниципальных образований «Ульяновский район» и «Город Ульяновск», в целях предотвращения экологической угрозы. Согласно представленным документам, технико-экономического обоснования «Реконструкция Баратаевского полигона твердых бытовых отходов» арендатор названного земельного участка предполагает привести свалку ТБО в соответствие с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО», рекультивировать нарушенные земли Баратаевского карьера и организовать на месте инфраструктуры по сортировке, переработке и санитарному захоронению ТБО и промышленных отходов 3-4 класса опасности (т.1, л.д.74).

Заявитель не обосновал нарушений прав и законных интересов муниципального образования «Город Ульяновск» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Аргументированных доводов с предоставлением соответствующих доказательств, кроме указания на то, что оспариваемые акты делают невозможным распоряжение спорным земельным участком, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не приведено, несмотря на то, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ, данным в п.6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, то есть конкретных лиц.

Кроме этого, применительно к обстоятельствам данного дела, вопрос о собственности на землю не решен, а в установленном порядке разрешен только вопрос распоряжения ею, исходя из территориальных границ муниципальных образований, поэтому нельзя согласиться с позицией заявителя о нарушении компетенции местного самоуправления - МО «город Ульяновск» в целом, так как при отсутствии самого права на распоряжение указанной землей не имеется оснований для его нарушения либо защиты.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применена норма материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований МО «Город Ульяновск».

Вопрос об уплате государственной пошлины не рассматривается, поскольку в силу части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.06.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2007 по делу NА72-3359/06-10/234, отменить.

В удовлетворении заявления Муниципального образования «Город Ульяновск» в лице Мэрии г. Ульяновска к Администрации муниципального образования «Ульяновский район», р.п.Ишеевка Ульяновской области о признании недействительными распоряжений от 22.09.2005 N533-р, от 18.01.2005 N52-р отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий судья
Р.Р. Сагадеев
Судьи
 Ф. В. Хайруллина
С.А. Филимонов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-3359/06
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 14 марта 2008

Поиск в тексте