ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 11 июня 2008 года Дело N А57-19610/07-45

     

[Предприниматель правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждается осуществление предпринимателем эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в результате которой образуются отходы]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., от истца - Омшина Е.А. (доверенность N 4173 от 04.09.2007), Караман Н.Л. (доверенность N 4174 от 04.09.2007); от ответчика - извещен, не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Щербань Валерия Алексеевича, город Балаково, на решение от 05.12.2007 (судья ...) Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-19610/07-45 по заявлению индивидуального предпринимателя Щербань Валерия Алексеевича, город Балаково, к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, город Саратов, о признании незаконным постановления от 20.08.2007 N 34/74 по делу об административном правонарушении, установил:

ИП Щербань Валерий Алексеевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 20.08.2007 N 34/74 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Заявитель, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, оснований для его отмены не находит.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой г.Балаково проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе проведения которой было установлено что на АЗС N 1, расположенной по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул.30 Лет Победы, 59/1, ИП Щербань В.А. осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации моторного топлива без лимитов на размещение отходов, без журнала учета по форме ОТХ-1, без проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем заместителем прокурора г.Балаково 13.08.2007 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое было направлено для рассмотрения по существу в комитет охраны окружающей среды и природопользования.

Постановлением Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 20.08.2007 N 34/74 ИП Щербань В.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ИП Щербань В.А. обратился в арбитражный суд, судебным актом которого в удовлетворении заявленных требований отказано.

Кассационная инстанция находит выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

Требования заявителя основаны на том, что он не выпускает какой-либо продукции, а осуществляет реализацию моторного топлива. Объекта размещения отходов - специального сооружения не имеет, бытовые отходы не размещаются, а значит, от их образования не имеется возможность нанести сколько-нибудь значительный вред окружающей среде и здоровью человека. Вина предпринимателя в совершении административного правонарушения не доказана. Событие и состав административного правонарушения отсутствуют.

Согласно п.1 ст.23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии со ст.24 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Обязанность разрабатывать нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение законодателем возлагается на все субъекты, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов, с целью прогнозировать их объемы и с учетом этого обеспечить их переработку и захоронение.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 N 89-ФЗ обращением с отходами является любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовывались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Данный Закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

Статьями 11, 18 и 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 N 89-ФЗ установлены обязательные требования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Несоблюдение указанных норм и установлено административным органом при проверке магазина, где в ходе хозяйственной деятельности образуются отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, товары (продукция, которая утратила свои потребительские свойства).

Ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования установлена главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предпринимателем осуществляется эксплуатация объекта, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, в результате которой образуются отходы и данное обстоятельство подтверждается договором N 115 от 31.07.2007, заключенным между ИП Щербань В.А. и МУП "СпецАТХ", на оказание услуг по вывозу бытовых отходов на городскую свалку, а потому предприниматель правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:

Решение от 05.12.2007 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-19610/07-45 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка