ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2008 года Дело N А57-4556/08


[Несоблюдение норм, выразившееся в отсутствии разрешительной нормативно-экологической документации у ООО, в результате предпринимательской деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, подтверждено материалами дела, в связи с чем судами сделан обоснованный вывод о правомерности привлечения ООО к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., лица, участвующие в деле, извещены, не явились, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжане", город Саратов, на решение от 28.04.2008 (судья ...) Арбитражного суда Саратовской области, на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 (председательствующий судья ..., судьи: ...) по делу N А57-4556/08-38 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжане", город Саратов, к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Волжане" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Комитету охраны окружающей среды и землепользования Саратовской области (далее - административный орган) о признании недействительным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 31.03.2008 N 227. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.04.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.04.2008 оставлено без изменения. Общество с ограниченной ответственностью "Волжане", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, заявленные обществом требования удовлетворить.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.

Как следует из материалов дела, 22.02.2008 административным органом была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО "Волжане", расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Фабричная, д.1.

В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет производственно-хозяйственную деятельность с нарушением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: без лимитов на размещение отходов на текущий год, без проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст.ст.23, 24 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" и ст.ст.11, 18 Федерального закона N 89 от 24.06.98 "Об отходах производства и потребления".

На основании постановления заместителя прокурора Заводского района г.Саратова от 05.03.2008 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении начальником управления охраны окружающей среды Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области старшим государственным инспектором Саратовской области по охране природы Меховым Д.А. 31.03.2008 вынесено постановление N 227 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "Волжане" привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

ООО "Волжане", не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд, судебными актами которого в удовлетворении заявления отказано. Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.

Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 1 Федерального закона N 89 от 24.06.98 "Об отходах производства и потребления" определяет обращение с отходами как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Статьями 11, 18 и 19 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.98 "Об отходах производства и потребления" установлены обязательные требования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ N 461 от 16.06.2000 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", приказом МПР России N 115 от 11.03.2002 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны самостоятельно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представлять их на утверждение в территориальные органы.

Согласно ст.24 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. При этом действующее законодательство не ограничивает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение только производственной деятельностью, потому судами правомерно отклонен довод Общества о том, что оно не является субъектом административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.

Следовательно, обязанность разрабатывать нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение законодателем возлагается на все субъекты, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов, с целью прогнозировать их объемы и с учетом этого обеспечить их переработку и захоронение.

Несоблюдение указанных норм, выразившееся в отсутствие разрешительной нормативно-экологической документации у ООО "Волжане", в результате предпринимательской деятельности которого образуются отходы, а именно твердые коммунальные, подтверждено материалами дела.

При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о правомерности привлечения ООО "Волжане" к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Волжане" заключен договор субаренды от 30.10.2007 N 55, в котором в п.3.7 указано, что расчет и платежи за экологию относятся на Субарендатора.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ООО "Волжане" осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, что влечет в силу вышеназванных норм возникновение у Общества обязанности соблюдения требований по разработке нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Следовательно, несоблюдение Обществом таких правил образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, поскольку Общество, имея возможность для соблюдения требований закона об отходах производства и потребления, закона об охране окружающей среды, не приняло мер по их соблюдению.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов. При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы. На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:

Решение от 28.04.2008 Арбитражного суда Саратовской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по делу N А57-4556/08-38 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка