• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2008 года Дело N А06-2383/08


[Ответчиком при проведении анализа ценовой информации не был соблюден принцип сопоставимости оцениваемых и идентичных однородных товаров, поскольку контракты, используемые таможенным органом при проведении анализа ценовой информации, существенно отличаются от условий поставки оцениваемых товаров, в первую очередь это касается объемов поставляемой по этим контрактам серы, в связи с чем заявленные требования удовлетворены]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., при участии: от истца - без участия, от ответчика - без участия, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.05.2008 (судья ...) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 (председательствующий ..., судьи: ...) по делу N А06-2383/08 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" о признании недействительным требования Астраханской таможни N 181 от 07.04.2008 об уплате таможенных платежей, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене требования N 181 от 07.04.2008 об уплате таможенных платежей, вынесенного Астраханской таможней.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.05.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, таможенный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.

Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что 03.12.2003 между ООО "Астраханьгазпром" (Продавец) и фирмой "Федкоминвест Монако С.А.М." Королевство Монако (Покупатель) заключен контракт N S7004-006 на поставку серы технической газовой комовой и гранулированной общим количеством в 2006-2007 годах 4300000 тонн +/-10% (опцион Покупателя), в том числе 3250000 тонн серы комовой и 1050000 тонн серы гранулированной.

В соответствии с пунктом 1.3 контракта товар поставляется на условиях FCA - ст.Аксарайская 2 (Астраханская область) - при поставке железнодорожным транспортом и FAS - причал р.Бузан (Астраханская область) - при поставке водным транспортом.

Цены на экспортируемый товар определены дополнением N 14 от 23.03.2007, согласно которому установлена цена при поставках водным транспортом на серу комовую 6,95 долларов США за метрическую тонну товара, на серу гранулированную 7,95 долларов США за метрическую тонну товара; железнодорожным транспортом на серу комовую 2,85 долларов США за метрическую тонну товара, на серу гранулированную 3,80 долларов США за метрическую тонну товара.

Обществом во исполнение контракта 25.04.2007 на Аксарайский таможенный пост были поданы ГТД N 10311010/250407/0000494, 10311010/250407/0000489 согласно которым в режиме экспорта (ЭК-10) через таможенную границу Российской Федерации на условиях FCA - Аксарайская 2 в Тунис через Усть-Донецкий порт перемещался товар - сера комовая (выработанная из газового конденсата).

При этом таможенная стоимость данного товара декларантом определялась на основе цены сделки, то есть цены, подлежащей уплате за товар при продаже с целью экспорта в страну импорта, с включением необходимых расходов.

В ходе контроля таможенной стоимости вывозимого товара и при проведении специальной таможенной ревизии Астраханской таможней установлена взаимосвязь сторон по контракту от 03.12.2003 N S7004-006, то есть совместное контролирование участниками сделки непосредственно или косвенно третьего лица, а именно: ООО "Астраханьгазпром" и "Федкоминвест Монако С.А.М." являются учредителями ООО СП "Интер-S". Согласно Уставу и изменениям к Уставу, утвержденными собранием участников ООО СП "Интер-S", размер доли ООО "Астраханьгазпром" в уставном капитале ООО СП "Интер-S" составляет 33,86%, "Федкоминвест Монако С.А.М." - 62,68%.

Согласно договорам аренды N 54 от 22.01.2003, N 7А/03 от 24.06.2003, N 55 от 22.01.2003 оборудование, используемое для грануляции серы, принадлежит ООО СП "Интер-S" и передано в аренду ООО "Астраханьгазпром".

Из приложения к Уставу ООО СП "Интер-S" следует, что вклад фирмы "Федкоминвест Монако С.А.М." в уставный капитал сформирован из указанного оборудования, предназначенного для гранулирования серы.

В связи с невозможностью определения таможенной стоимости по заявленному методу - по стоимости сделки с вывозимыми товарами, в соответствии с пунктом 10 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500, а также в связи с тем, что Обществом не была определена стоимость серы другим методом, Аксарайским таможенным постом было принято решение об определении таможенной стоимости серы комовой и гранулированной, перемещенной через границу по ГТД N 10311010/250407/0000494, 10311010/250407/0000489, и ее корректировке на основе расчетной стоимости исходя из предоставленных ООО "Газпром добыча Астрахань" бухгалтерских данных о суммах расходов, произведенных на производство.

Дополнением N 1 к графе "Для отметок таможни" ДТС-1 таможня предложила ООО "Газпром добыча Астрахань" в срок до 02.04.2008 в соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации определить таможенную стоимость вывозимых товаров иным методом, указав, что в соответствии с имеющейся в распоряжении таможни информацией НАС "Мониторинг-анализ" Общество продает фирме "Федкоминвест Монако С.А.М." серу по цене намного ниже, чем другим покупателям.

08.04.2008 таможня направила ООО "Газпром добыча Астрахань" уведомления N 01-10-18/5513, 01-10-18/5514 о корректировке и определении таможенной стоимости на основе расчетной стоимости, исходя из представленных обществом бухгалтерских данных о суммах расходов, произведенных на производство.

В результате проведенной корректировки вышеуказанной ГТД размер вывозной таможенной пошлины увеличился на 101082 руб. 09 коп., начислены пени в сумме 11870 руб. 41 коп., которые таможня предложила обществу погасить, выставив требование N 181 от 07.04.2008.

Не согласившись с указанным требованием таможенного органа, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и правомерно признали недействительным требование Астраханской таможни N 181 от 07.04.2008.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей. В отношении товаров, указанных в пункте 4 настоящей статьи, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном в этом пункте.

Согласно статье 14 Закона о таможенном тарифе порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, пунктом 8 которых предусмотрено, что первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними в значении, установленном пунктом 10 настоящих Правил.

При определении таможенной стоимости вывозимых товаров по стоимости сделки с этими товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, должны быть дополнительно начислены в размере, не включенном в указанную цену:

а) расходы, которые произведены покупателем: на выплату вознаграждения агенту (посреднику), за исключением вознаграждения, выплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров; на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами; на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

б) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством оцениваемых товаров и продажей их на вывоз из Российской Федерации в страну назначения: сырье, материалы и комплектующие, которые являются составной частью вывозимых товаров; инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров; материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров; проектирование, разработка, инженерные, конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, чертежи и эскизы, необходимые для производства оцениваемых товаров;

в) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения оцениваемых товаров вне таможенной территории Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, при условии, что такие платежи относятся только к вывозимым товарам;

г) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования оцениваемых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.

В соответствии с пунктом 32 Правил определение таможенной стоимости методом сложения предполагает использование расчетной стоимости вывозимых товаров, которая определяется путем сложения:

а) суммы расходов, произведенных на изготовление или приобретение материалов, и расходов, произведенных на производство, а также на иные операции, связанные с производством вывозимых товаров;

б) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в Российской Федерации для вывоза в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары.

Коллегия считает, что суд пришел к правильному выводу о невозможности применения в качестве основы определения таможенной стоимости расчетной стоимости товаров, определяемой по методу сложения в силу отсутствия основного компонента расчетной стоимости - прибыли от реализации производимого ООО "Астраханьгазпром" товара "сера техническая газовая".

Кроме того, расчеты фактической себестоимости реализованной продукции и прибыли производятся после определения себестоимости выпущенной продукции, путем расчета по средней цене, с учетом остатка на начало отчетного периода, о чем заявитель неоднократно информировал Аксарайский таможенный пост Астраханской таможни, как о причинах невозможности применения проверочных величин, установленных пунктом 12 Правил, для проверки таможенной стоимости экспортируемой серы.

При этом способ хранения нереализованной серы в местах хранения (серных картах, куда она заливается в жидком виде, затем остывает, долбится и собирается бульдозером) не позволяет точно указать дату выработки отгружаемой партии серы и достоверно определить себестоимость конкретной отгруженной серы, так как она выработана в разные периоды и имеет разную себестоимость в каждом периоде.

Таким образом, простое деление общей себестоимости на количество произведенной серы не дает точных сведений о затратах реализуемой серы ввиду невозможности ее идентификации.

Сведения о средней себестоимости серы, выработанной за период с октября 2006 года по март 2007 года, с учетом общего количества и остатков серы на начало периода использовались для целей бухучета и налогообложения, но не могут быть использованы для определения таможенной стоимости серы комовой и серы гранулированной, отгруженной для вывоза в Северную Африку по ГТД N 10311010/250407/0000494, 10311010/250407/0000489.

Кроме того, отсутствуют товары того же класса или вида, производимые в России для вывоза в ту же страну, что и оцениваемые товары, при продаже которых должно осуществляться сравнение сумм прибыли и расходов в рамках данного метода, как это прямо указано в пункте 35 Правил.

В соответствии с пунктом 10 Правил таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при условии, что:

а) не существует прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, что ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров;

б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17-22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;

г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости вывозимых товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства.

Астраханская таможня при принятии решения о невозможности использования метода по цене сделки для определения таможенной стоимости должна была учесть следующие обстоятельства, которые сложились на внутреннем и мировом товарном рынке серы и которые влияли и продолжают влиять на величину стоимости серы, поставляемой по контракту: ограниченную емкость внутреннего российского товарного рынка серы и ежегодное производство ООО "Астраханьгазпром" серы в объемах, превышающих емкость российского рынка; складывающиеся, с учетом спроса и предложения, цены на серу на рынках Северной Африки (Марокко, Тунис, Египет, Израиль и т.д.); стоимость транспортных расходов при транспортировке серы с территории Российской Федерации на территорию стран Северной Африки; ограниченную емкость хранилищ серы, имеющихся у заявителя; объем серы, вырабатываемый ООО "Астраханьгазпром", и невозможность сокращения этого объема ввиду определенного технологического процесса добычи полезного ископаемого газопластовой смеси и производства основных видов продукции.

Однако, установив наличие взаимосвязи сторон, по контракту от 03.12.2003 N S7004-006, таможня не приняла во внимание представленные ей доказательства того, что взаимозависимость сторон по сделке не повлияла на цену товара и не привела к занижению таможенной стоимости товара. Как следует из акта специальной таможенной ревизии, вывод таможенного органа о влиянии взаимозависимости на цену экспортируемого товара основан только на информации о ценах, установленных ООО "Астраханьгазпром" для других покупателей, в рамках иных контрактов.

Заявитель неоднократно указывал, что техническая сера является неизбежным побочным продуктом при производстве основного продукта - сухого отбензиненного газа, что обусловлено высоким содержанием сероводорода в пластовой смеси Астраханского газоконденсатного месторождения. Сокращение объемов производства серы, как и сверхнормативное накопление запасов серы, угрожает разгрузке всего Астраханского газового комплекса и напрямую связано с сокращением объемов производства, что невозможно как по техническим, так и по экономическим причинам.

Судами установлено, что Астраханская таможня в качестве обоснования корректировки таможенной стоимости приводит несоответствие изменений контрактных цен в 2004-2006 годах уровню изменений мировых рыночных цен, и изменение Продавцом цены на серу при отсутствии колебания цены на рынке.

Согласно представленному Астраханской таможней Справочнику цен мирового рынка ОАО "Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт" контрактная цена на серу в странах Северной Африки составляла 75-80 долларов США, с июля 2006 года по апрель 2007 года цена составляла 68-75 долларов США.

Таким образом, изменения цены на серу, отгружаемую ООО "Астраханьгазпром", в указанный период не было, цена удерживалась на одном уровне, даже при ее падении на мировом рынке.

В пункте 12 Правил установлено, что при осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки должна быть принята таможенными органами и вывозимые товары оценены в соответствии с условиями, установленными пунктом 10 настоящих Правил, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период:

а) либо стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на вывоз из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом. Может использоваться информация о продаже идентичных или однородных товаров тем же продавцом, который продает оцениваемый товар;

б) либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой в соответствии с пунктами 32-35 настоящих Правил.

Указанный перечень информации о применимых сравнительных величинах не ограничивает установленное Таможенным кодексом Российской Федерации право декларанта доказать правильность определения им таможенной стоимости путем предоставления иной информации, приемлемой для целей таможенной оценки товаров.

Согласно пункту 14 Правил положения, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил, используются по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости вывозимых товаров.

Судами установлено, что ООО "Астраханьгазпром" обратилось в ООО "Агентство "Партнер-Эксперт" для проведения оценки рыночной (контрактной) стоимости серы с учетом особенностей ее поставки. Согласно представленному отчету N 2-673/2-07 об оценке рыночной (контрактной) стоимости серы комовой и гранулированной, к концу 2006 года происходил рост фрахтовых индексов, стоимость серы к концу года продолжала снижаться, рост цен на серу начался во второй половине 2007 года, основным источником ценовой информации для расчетов являлось изменение стоимости серы на мировом рынке.

В соответствии с расчетом рыночная (контрактная) стоимость серы комовой и гранулированной навалом производства ООО "Астраханьгазпром" на условиях поставки FCA (ИНКОТЕРМС-2000) - станция Аксарайская-2 Приволжской железной дороги для дальнейшей поставки в страны Северной Африки, по состоянию на 01.04.2007 составляла: сера комовая - 7,00 долларов США, сера гранулированная - 8,25 долларов США за одну метрическую тонну.

Таким образом, с учетом стоимости доставки рыночная (контрактная) стоимость на 01.04.2007 серы комовой составляла 73,46 долларов США, стоимость серы гранулированной - 74,71 долларов США, что соответствует цене, указанной в Справочнике цен мирового рынка (68-75 долларов США), представленном Астраханской таможней.

Согласно сведениям, содержащимся в выпуске N 13 периодического издания "Fertilizer Маrкеt Bulletin" (указанного источником информации в Справочнике цен мирового рынка ОАО "Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт") контрактная стоимость серы сухой навалом на условиях CRF - Северная Африка в рассматриваемый период составляла 60-68 долларов США за тонну.

Коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что расхождение ценовых показателей, использованных декларантом и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, незначительным, что не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.

Ответчиком при проведении анализа ценовой информации не был соблюден принцип сопоставимости оцениваемых и идентичных однородных товаров, поскольку контракты, используемые таможенным органом при проведении анализа ценовой информации, существенно отличаются от условий поставки оцениваемых товаров, в первую очередь это касается объемов поставляемой по этим контрактам серы.

Таким образом, судами дана правильная оценка тем обстоятельствам, которые явились основанием для определения таможенной стоимости на основе цены сделки. Суды обоснованно пришли к выводу о том, что вышеуказанные обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения о размере таможенной стоимости вывозимого ООО "Астраханьгазпром" товара, не были приняты во внимание таможенным органом при вынесении решения о корректировке таможенной стоимости, корректировка таможенной стоимости является необоснованной, требование об уплате таможенных платежей, предъявленное по результатам корректировки, - недействительным.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.05.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 по делу N А06-2383/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Астраханской таможни в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1000 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А06-2383/08
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 13 ноября 2008

Поиск в тексте