ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2008 года Дело N А55-4791/08

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего Сагадеева Р.Р., судей: Владимирской Т.В., Гариповой Ф.Г.,

при участии:

от заявителя: извещен, не явился,

от ответчика: Быков В. С., доверенность от 07.06.2007 N04-045487

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2008 (судья Степанова И.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 (председательствующий: Кузнецов В.В., судьи: Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.) по делу NА55-4791/08

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хрустальный ручей» о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Самарской области

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Хрустальный ручей» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 14.01.2008 N 11-32/202.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2008 заявление удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Самарской области просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты как соответствующие законодательству.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года. По представленной декларации налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 23.11.2007 N11-36/8495ДСП, на основании которого принято решение от 14.01.2008 N 11-32/202 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость за июль 2007 года в виде штрафа в размере 607662 рублей. Кроме того, обществу предложено уплатить доначисленный налог на добавленную стоимость в сумме 3038312 рублей, начислены пени в размере 147388 рублей 51 копеек, а также о внесении исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.

Основанием доначисления 3038312 рублей налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о необоснованности применения налогоплательщиком налоговых вычетов.

Признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, суды обоснованно исходили из следующего.

Право налогоплательщика на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость и порядок реализации этого права установлены статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьи 166 Кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.

Согласно статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом на акт камеральной налоговой проверки от 23.11.2007 N11-36/8495ДСП представлены возражения от 27.12.2007 с приложением: уточненной налоговой декларации, книги покупок, книги продаж, счетов-фактур, товарных накладных.

При этом уведомление от 09.01.2008 N 15-08/07 о рассмотрении представленных обществом возражений на указанный акт камеральной налоговой проверки, назначенное на 14.01.2008 на 10 час. 00 мин., отправленное 11.01.2008, получено обществом 17.01.2008, что подтверждается почтовым конвертом и почтовым уведомлением с соответствующими отметками органа почтовой связи.

Принимая решение и постановление об удовлетворении заявления общества о признании недействительным оспариваемого решения инспекции, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из нарушения налоговым органом требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N137-ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

С учетом изложенного, судом сделан правильный вывод о неизвещении о месте и времени рассмотрения представленных обществом возражений на акт камеральной проверки, что влечет за собой существенные нарушения прав налогоплательщика на свою защиту и является безусловным основанием для признания недействительным оспариваемого решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, а также о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Довод налогового органа на Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N160 в отношении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, отклонен судами, поскольку в налоговом законодательстве имеется прямое указание на порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. В соответствии со статьями 6.1, 100 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления корреспонденции налоговым органом по почте заказным письмом датой вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по делу NА55-4791/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 Р.Р. САГАДЕЕВ
 Судьи
Т.В. ВЛАДИМИРСКАЯ
Ф.Г. ГАРИПОВА

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка