• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2009 года Дело N А12-10561/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Сагадеева Р.Р., судей Хасанова Р.Г., Хакимова И.А.,

при участии (при участии представителей):

ответчика - Роговенко Ю.Ю. (по доверенности от 11.01.2009 N04-12/12),

в отсутствии:

заявителя - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авторынок-Лада», г.Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2008 (судья Репникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 (председательствующий Борисова Т.С., судьи Кузьмичев С.А., Акимова М.А.)

по делу А12-10561/2008

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авторынок-Лада» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Волгоградской области, г.Волгоград, о признании недействительными ее решения от 18.03.2008 N2815 и постановления от 18.03.2008 N2815.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Авторынок-Лада» (далее - ООО «Авторынок-Лада», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - ответчик, налоговый орган) о признании недействительными ее решения от 18.03.2008 N 2815 и постановления от 18.03.2008 N2815 о взыскании налогов, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика, о признании неправомерными действий налогового органа в части указания в справке о размере задолженности налогоплательщика по налогам и сборам в бюджет и государственные внебюджетные фонды по состоянию на 05.06.2008 в сумме 4 324 359 рублей.

Решением суда от 21.08.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008, заявленные Обществом требования удовлетворены частично - решение и постановление налогового органа от 18.03.2008 о взыскании налогов, пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика в части взыскания налога в сумме 2 308 589, 21 рубль и пени в сумме 405 643, 23 рублей признаны недействительными. В удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его заявленных требований в полном объеме, мотивируя это нарушением судами норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 17.12.2007 N1445, от 19.12.2007 N1456, от 19.12.2007 N 1457, от 19.12.2007 N1459, от 17.12.2007 N1447, от 19.12.2007 N1460 , принятые по результатам проведенной камеральной налоговой проверки на основе представленных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, Общество привлечено к налоговой ответственности, соответственно, за январь 2006 года, за март 2006 года, за июнь 2006 года, за июль 2006 года, за сентябрь 2006 года, за ноябрь 2006 года.

В адрес налогоплательщика в соответствии с положениями статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) были выставлены требования об уплате НДС.

В связи с неисполнением в установленный срок в добровольном порядке вышеуказанных требований об уплате налога, пени и штрафа, налоговым органом вынесены решения о взыскании налогов, пени и штрафов за счет денежных средств на счетах в банках.

Ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете налогоплательщика налоговый орган вынес решение от 18.03.2008 N 2815 и постановление от 18.03.2008 N 2815 о взыскании за счет имущества ООО «Авторынок-Лада» НДС в сумме 4 804 552, 21 рубль, пени по нему в сумме 600 518, 18 рублей и штрафа в размере 497 934, 40 рублей.

Частично удовлетворяя требования Общества, суды сделали вывод о соблюдении налоговым органом порядка взыскания задолженности за счет имущества организации.

Коллегия выводы судов о частичном отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований находит правильными.

На основании статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 статьи 88 НК РФ).

При проведении камеральной проверки налоговый орган в силу абзаца 4 статьи 88, статьи 93 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Указанному праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, предусмотренная подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Правильными является выводы судов о том, что нормы статьи 176 НК РФ предусматривают не только рассмотрение вопроса о возмещении или отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, но и вынесение решения о привлечении к налоговой ответственности (отказе в привлечении к налоговой ответственности) в случае выявления нарушений налогового законодательства, в порядке, установленном статьей 101 НК РФ.

Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с требованиями НК РФ в рамках проведения камеральных проверок налоговый орган направил в адрес Общества требования о представлении документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов (книги покупок, счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, договоры с контрагентами и др.)

Вместе с тем, истребуемые налоговым органом документы налогоплательщиком представлены не были.

После получения акта проверки Обществом были представлены возражения с приложением книг покупок и продаж, копий счетов-фактур. Однако товарных накладных, подтверждающих оприходование товара, документов, подтверждающих постановку товара на учет, а по некоторым налоговым периодам - и полученных от поставщиков счетов-фактур, заявителем в налоговый орган не представлено.

Учитывая, что вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей при наличии соответствующих первичных документов, то выводы судов являются обоснованными о том, что под несоблюдением налогоплательщиком установленной НК РФ административной (внесудебной) процедуры возмещения налога на добавленную стоимость следует также понимать не выполнение требования налогового органа, предъявленного на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ, о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов.

Как следует из материалов дела, налоговым органом составлена справка о размере задолженности в бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 05.06.2008 Общества, в которой указана сумма задолженности по НДС, единому налогу на вмененный доход, единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 4 324 359 рублей, в том числе, по уплате налогов в сумме 3 215 10 рублей, пени по нему в сумме 611 315 рублей и штрафа в размере 497 934 рублей.

Суды правильно указали, что указание налоговым органом в справке суммы задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Согласно статье 137 НК РФ, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе обжаловать в суд ненормативные акты, действия или бездействие налоговых органов, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы.

Из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд признает недействительным ненормативный акт, незаконными действия или бездействие налогового органа, если установит их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.

Обществом не представлено доказательств того, что включение в справку от 05.06.2008 задолженности по налогам в сумме 4 324 359 рублей не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, создает ему препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, сведения в части информации о задолженности, в отношении которой решения о взыскании за счет имущества должника не принимались, имеют справочный характер.

Следовательно, действия налогового органа по включению в справку задолженности по налогам в сумме 4 324 359 рублей сами по себе не нарушают права и законные интересы налогоплательщика, не возлагают на заявителя обязанности по уплате налогов, не создают препятствий в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ненормативные акты, нарушающие права налогоплательщика и являющиеся основанием обращения налогового органа в суд с заявлением о признании общества банкротом (решение и постановление о взыскании задолженности за счет имущества) являются самостоятельным предметом спора по настоящему делу.

При таких обстоятельствах, коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу N А12-10561/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Авторынок-Лада» в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.

Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Р.Р.Сагадеев
Судьи
Р.Г.Хасанов
И.А.Хакимов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А12-10561/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 26 марта 2009

Поиск в тексте