• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2009 года Дело N А55-15621/2008

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Баширова Э.Г., судей Калугина М.П., Махмутовой Г.Н.,

при участии представителя:

заявителя - Молитвиной В.Г. (доверенность от 20.10.2008 б/н),

в отсутствии:

ответчика - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агро - Продукт», г. Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2008 (судья Мальцев Н.А.) и на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 (председательствующий: Захарова Е.И., судьи: Юдкин А.А., Попова Е.Г.)

по делу N А55-15621/2008

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агро - Продукт», г. Самара, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, о признании незаконным и отмене постановления от 30.09.2008 N 383 по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Агро-Продукт» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области (далее - административный орган, Министерство) от 30.09.2008 N 383 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2008 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, заявитель обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 26.03.2009 до 11.15 31.03.2009.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 23.09.2008 заместителя главного государственного инспектора Самарской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов проведена внеплановая проверка деятельности торгового комплекса «Хлебная площадь» ООО «Агро-Продукт», расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, пересечение улиц Кутякова и Разина в целях осуществления государственного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Проверкой установлено, что деятельность предприятия осуществляется на территории Торгового комплекса «Хлебная площадь», расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, пересечение ул. Разина и ул. Кутякова.

Предметом деятельности предприятия являются оптовая и розничная торговля промышленными и продовольственными товарами, посреднические услуги, производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.

В процессе деятельности юридического лица образуются отходы производства и потребления (бытовой мусор, смет с территории), которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду.

Данный факт подтверждается договором на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.01.2008 N 10661 службами ОАО «СпецАвтоТранс», а также установлен актом проверки N 206-ГЭК, протоколом об административном правонарушении и не отрицается самим заявителем. Сбор отходов от предприятия осуществляется в 2 контейнера, расположенных на территории предприятия. Отходы с территории предприятия вывозятся в объеме 35 контейнеров ежемесячно.

Предприятием нарушены требования ст.ст. 14, 15, 18, ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» N 89-ФЗ от 24.06.1998.

В частности, не организован и не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, размещенных, используемых, обезвреженных, переданных другим лицам отходов, что является нарушением ч. 1 ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНОЛРО) предприятием не разработан, лимиты на размещение отходов у предприятия отсутствуют, что является нарушением ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Кроме того, лица, допущенные к обращению с опасными отходами профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством на право работы с опасными отходами не имеют, что является нарушением ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статистическая отчетность 2-ТП (отходы) в специально уполномоченные органы в установленные сроки не представляется, что является нарушением ч. 2 ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате деятельности предприятия, отсутствуют, что является нарушением ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Выявленные нарушения позволили проверяющим сделать вывод о том, что в действиях общества имеется состав правонарушения, установленный ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

26.09.2008 в отношении общества составлен протокол N ПР-ГЭК в присутствии его директора.

Постановлением от 30.09.2008 N 383 ООО «Агро-Продукт» привлечено к ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей, что явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Как установлено судом, заявитель занимается оптовой и розничной торговлей промышленными и продовольственными товарами, посредничеством, а также переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.

В результате деятельности заявителя образуется смет с территории, а также твердые бытовые отходы, которые являются опасными отходами - 5 класса опасности.

В кассационной жалобе общество заявило о том, что «смет с территории» в Федеральном классификационном каталоге отходов не значится.

Общество полагает, что «смет с территории» нельзя относить к опасным отходам. Данные доводы были заявлены в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.

Статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами определяет как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Статьей 18 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества их образования. Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.06.2000 N 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Следовательно, предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данная обязанность возлагается на всех субъектов, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов, Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В данном случае ООО «Агро-Продукт» исключением не является.

Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказом МПР РФ N 511 от 15.06.2001 утверждены критерии опасности отнесения опасных отходов к классам опасности. Класс опасности отходов устанавливается по степени вредного воздействия на окружающую природную среду.

Отходы подразделяются на 5 классов опасности, т.е. с первого по пятый по мере снижения степени опасности для окружающей природной среды (далее - ОПС). При этом никаких иных (в том числе и нулевых классов опасности) нормативными документами не предусмотрено. Сам факт отнесения товара, сырья или изделия в разряд отходов предопределяет его отнесение к одному из 5 классов опасности для ОПС. Федеральным классификатором отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 отходы, отходы бумаги, отходы картона, смет с территории отнесены к V классу опасности. Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами N 9120110001005 (V класс опасности).

Требование оформления паспортов опасных отходов определено в п. 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

По определению ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Таким образом, согласно действующему законодательству обязательным является подтверждение компонентного состава отхода, определение его опасных свойств, расчет класса опасности, заполнение паспорта опасного отхода. Данные обязанности возложены федеральным законом на хозяйствующих субъектов.

В протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении указано на наличие отходов производства и потребления - смет с территории и др.

В вышеуказанном классификаторе отходов, отходы, образующиеся от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (смет с территории, твердые бытовые отходы, упаковка и другие отходы, образующиеся от оптово-розничной торговли продовольственными товарами), имеют код 9120110001005 - V класс опасности отходов.

Данный довод был рассмотрен судом первой инстанции, и подтвержден апелляционным судом.

В части процесса привлечения заявителя к административной ответственности судом также дана надлежащая оценка.

При составлении протокола об административном правонарушении от 26.09.2008 директор юридического лица Дворянова Р.Н. присутствовала, в связи с чем она была поставлена в известность о том, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено 26.09.2008.

При сложившихся обстоятельствах у суда не было оснований считать, что нарушены гарантия защиты прав заявителя в связи с несоблюдением процесса привлечения его к административной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по делу N А55-15621/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Э.Г.Баширов
Судьи
М.П.Калугина
Г.Н.Махмутова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-15621/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 31 марта 2009

Поиск в тексте