• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 мая 2009 года Дело N А55-19632/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Кормакова Г.А., судей Федоровой Т.Н., Закировой И.Ш.,

при участии представителей:

заявителя - Нафикова И.И., доверенность от 18.06.2008 N38-5-2008,

в отсутствие:

ответчика - извещен, не явился, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Собрания представителей сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области, пос. Чапаевский Самарской области, на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 (председательствующий Медведев А.А., судьи Мальцев Н.А., Николаева С.Ю.)

по делу N А55-19632/2008 по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора Петрова О.Г., г. Тверь, к Собранию представителей сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области о признании недействительным решения от 27.12.2007 N60,

УСТАНОВИЛ:

заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора Петров О.Г. (далее прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать несоответствующим статье 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 5 ФЗ «Об охране окружающей среды» и недействующим пункта 2 Решения Собрания Представителей сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области от 27.12.2007 N60а «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Собрание Представителей сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области (далее - Собрание представителей, ответчик) просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления прокурора. По мнению ответчика, утверждение норм накопления ТБО является частью процесса организации деятельности по сбору и вывозу ТБО и мусора, направлено на решение соответствующего вопроса местного значения сельского поселения и соответствует полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения Чапаевский; оспариваемый акт не затрагивает права и законные интересы предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, которые вправе и обязаны разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение вне зависимости от утвержденных норм накопления отходов.

В заседании суда кассационной инстанции прокурор возразил относительно доводов кассационной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в результате проведенной проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения природоохранного законодательства при принятии Собранием Представителей сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области нормативного правового акта, утверждающего среднегодовые нормы накопления отходов для учреждений и организаций общественного назначения, объектов торговли.

Собранием представителей принято Решение N 60а от 27.12.2007 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов» (далее Решение N 60а от 27.12.2007), в соответствии с пунктом 2 которого утверждены нормы накопления бытовых отходов от объектов общественного назначения:

учреждения (на 1 сотрудника) -0,3куб.м -дет.сады (на 1 место) -0,4 куб.м -СДК (на 1 место) -0,2 куб.м -ЖКХ(на 1 чел.)-1,3куб.м.

прод.магазины (на 1 кв.м торговой площади) -1,2 куб.м -школы (на 1 учащегося) -0,12 куб.м -ФАП-0,01 куб.м.

Пунктом 3 Решения N 60а от 27.12.2007 указанные нормы введены для применения жилищно-коммунальными и другими организациями, независимо от ведомственной принадлежности.

Указанное Решение N 60а от 27.12.2007 опубликовано в газете «Знамя труда» от 30.09.2008 N 69.

Суд первой инстанции счел правомерным требование прокурора о признании пункта 2 указанного Решения N60а от 27.12.2007 недействующим в силу несоответствия его требованиям федерального законодательства.

Оспариваемое в части Решение N60а от 27.12.2007, являясь нормативным правовым актом, содержит для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательные правовые нормы, регулирующие предельные размеры образования (накопления) отходов потребления (бытовых отходов).

Между тем, действующим в области обращения с отходами производства и потребления законодательством предусмотрен порядок разработки юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, индивидуальных проектов образования отходов производства и потребления и утверждение этих проектов территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в вопросах нормирование в области охраны окружающей среды главой V Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не предусмотрены.

Согласно пункту 1 статьи 7 названного Федерального закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления поселений установлены пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления поселений по изданию нормативных правовых актов в области обращения с отходами ограничиваются вопросами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полномочиями по утверждению нормативов образования отходов от деятельности предприятий, учреждений, организаций органы местного самоуправления поселений не обладают. Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение входит в компетенцию органов федеральной власти, в данном случае утверждение нормативов образования отходов и лимитов входит в компетенцию Территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Следовательно, п.2 Решения Собрания Представителей сельского поселения Чапаевского муниципального района Красноармейский Самарской области N60а от 27.12.2007 обоснованно признано судом противоречащим нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения и имеющим большую юридическую силу.

При этом суд правомерно отклонил, как несостоятельный, довод Собрания представителей о том, что в силу различия понятий «нормативы образования отходов» и «нормативы накопления отходов», утверждение норм накопления отходов соответствует полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения, поскольку является частью процесса организации деятельности по сбору и вывозу ТБО и мусора.

Согласно пункту 4 Норм накопления бытовых отбросов, утвержденных приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13.01.1971 N 30, под нормами накопления отходов понимается количество отходов, образующееся на установленную расчетную единицу (1 чел. для жилых зданий, 1 место гостиниц, больниц и др., 1 кв. м площади для магазинов и т.д.) за определенный период времени (сутки, год).

В соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703 и зарегистрированными в Минюсте РФ 17.01.2008 N 10891, норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, т.е. представляет собой удельный показатель образования отходов на расчетную единицу, за которую в зависимости от источника образования отходов могут быть приняты:

единица произведенной продукции, единица используемого сырья для отходов производства;

единица расстояния (например, километр) для отходов обслуживания транспортных средств;

единица площади для отходов при уборке территории;

человек для отходов жилищ;

место в гостинице, столовой и пр.

Таким образом, утвержденные оспариваемым Решением N60а обязательные к применению нормативы накопления подпадают под понятие нормативов образования отходов, указанных в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Данный закон не разграничивает понятия норматива накопления и норматива образования отходов.

Давая оценку пункту 2 Решения от 27.12.2007 N60а как нарушающему нормы действующего законодательства об отходах производства и потребления, суд первой инстанции также обоснованно указал на нарушение указанным нормативным правовым актом прав и законных интересов учреждений и предприятий, поскольку они лишены возможности принимать участие в разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанным нормативным актом устанавливаются единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.

Довод кассационной жалобы о том, что утвержденные оспариваемым Решением от 27.12.2007 N60а нормы накопления отходов не препятствуют реализации предпринимателями и организациями права и обязанности разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом особенностей осуществляемой деятельности и объемов реализуемой продукции, подлежит отклонению, как основанный на вышеприведенной позиции ответчика, признанной судом несостоятельной, о том, что понятия «нормативы образования отходов» и «нормативы накопления отходов» не совпадают.

В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, надлежащая оценка которым дана судом первой инстанции, и основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 2 Решения Собрания Представителей сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области от 27.12.2007 N60а «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов» должен быть признан недействующим в силу несоответствия его статьям 5, 19 Федерального Закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статье 18 Федерального Закона от 24.06.1998 N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Нарушений норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено. Обстоятельства дела исследованы в полном объеме.

Предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены, изменения решения суда отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 по делу N А55-19632/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Г.А.Кормаков
Судьи
Т.Н.Федорова
И.Ш.Закирова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-19632/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 07 мая 2009

Поиск в тексте