• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2009 года Дело N А57-18944/2008


[Согласно статьям 171, 172, 176, 146 НК РФ налогоплательщик вправе предъявить к вычету сумму НДС по ставке 18% независимо от того, был ли в дальнейшем товар отгружен на экспорт или нет, в связи с чем заявленные требования удовлетворены]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г.Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.01.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 по делу N А57-18944/2008 по заявлению открытого акционерного общества "Богородскнефть", г.Саратов, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г.Саратов, о признании недействительным решений от 17.06.2008 N 175 и от 17.06.2008 N 360, установил:

Открытое акционерное общество "Богородскнефть" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 17.06.2008 N 175 в части отказа открытому акционерному обществу "Богородскнефть" (далее - ОАО "Богородскнефть", Общество) в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 809501 рубль и решения от 17.06.2008 N 360 в части необходимости внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, заявитель просил обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) принять к вычету налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 809501 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.01.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и просит их отменить, в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Богородскнефть" отказать в полном объеме.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации*, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".- Примечание изготовителя базы данных.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Богородскнефть" 21.01.2008 налоговой декларации по НДС за декабрь 2007 года с суммой налога к возмещению из бюджета в размере 1631767 рублей. По результатам проверки от 06.05.2008 составлен акт N 189.

17 июня 2008 года Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за декабрь 2007 года вынесено решение N 360 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым отказано в привлечении ОАО "Богородскнефть" к налоговой ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, а также на ОАО "Богородскнефть" возложена обязанность внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

17 июня 2008 года Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной в период с 21 января 2008 года по 21 апреля 2008 года на основе налоговой декларации по НДС за декабрь 2007 года, в которой заявлено право на возмещение налога в сумме 1631767 руб., вынесено решение N 175 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость в размере 822266 руб. и отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в размере 809501 руб.

Налоговый орган проверкой установил, что налогоплательщик реализует товары как на внутреннем рынке, так и на экспорт, следовательно, должен вести раздельный учет данных операций в соответствии с учетной политикой организации.

ОАО "Богородскнефть" осуществляя реализацию продукции и на внутренний рынок, и на экспорт, ведет раздельный учет данных операций, в соответствии с учетной политикой Общества на 2007 год, утвержденной приказом от 29 декабря 2006 года N 328.

Согласно представленной ОАО "Богородскнефть" книге продаж за декабрь 2007 года, а также сведений, реализация продукции на внутреннем рынке (по ставке 18 процентов) составила 63 тонны на сумму 769675 руб. 21 коп. или 0,58 процента от общей реализации, а реализация продукции на экспорт (по ставке 0 процентов) составила 10800 тонн на сумму 163391941 руб. 94 коп. или 99,42 процента.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием для принятия налоговым органом названных решений явилось неправильное ведение раздельного учета сумм НДС, предъявленных к вычету при осуществлении операций по реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт.

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Согласно пункту 6 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Налогоплательщику вменено в обязанность вести учет таким образом, чтобы иметь возможность определить налоговую базу по операциям, облагаемым по различным ставкам.

На необходимость ведения раздельного учета сумм "входного" налога указано в пункте 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающем особый порядок налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций.

Правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Кодексом не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.

Исходя из положений названных правовых норм, налоговый орган пришел к выводу о том, что ОАО "Богородскнефть" обязано отдельно определять налоговую базу и налог по операциям реализации товаров, облагаемых налоговой ставкой 0 процентов и 18 процентов и не может уменьшить сумму налога на те вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций на внутреннем рынке.

При этом в нарушение положений пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Богородскнефть" распределение вычетов по НДС в пропорции к отгруженной продукции не произведено.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные ОАО "Богородскнефть" требования, обоснованно указали, что при принятии обжалуемого решения, налоговым органом нарушены нормы налогового законодательства.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными в силу следующего.

В соответствии со статьей 153 Налогового кодекса Российской Федерации при применении различных налоговых ставок налоговая база по НДС определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

Согласно пункту 6 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

При реализации продукции, как на внутреннем рынке, так и на экспорт, налогоплательщики должны осуществлять раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым в процессе производства и реализации этих видов продукции.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 марта 2005 года N 03-04-08/51 "О методике ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщиком товаров (работ, услуг), использованных для производства товаров, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках", Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14 марта 2005 года N 03-04-08/48 "О раздельном учете входного НДС при экспорте", письмо Министерства финансов Российской Федерации от 4 марта 2004 года N 04-03-11/30 "О ведении раздельного учета затрат для целей НДС" указывают на то, что необходимым требованием к методике раздельного учета затрат для указанных целей является возможность исчисления оплаченной части налога на добавленную стоимость, приходящейся на товары (работы, услуги), фактически использованные при производстве и (или) реализации экспортируемой продукции. При этом специальных положений по ведению такого раздельного учета нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено.

Как правильно указали суды, возможность самостоятельно определять порядок ведения раздельного учета затрат в целях налогообложения, предусмотрена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 года N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" и пунктом 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н, Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденным приказом Минфина России от 9 декабря 1998 года N 60н, 29 декабря 2006 года исполнительным директором ОАО "Богородскнефть" был издан приказ N 328 "Об утверждении Положения об учетной политике ОАО "Богородскнефть" для целей бухгалтерского учета и налогообложения".

Ведение заявителем раздельного учета указанных операций установлено учетной политикой ОАО "Богородскнефть", утвержденной приказом от 29 декабря 2006 года N 328 и подтверждается книгой продаж и книгой покупок за декабрь 2007 года, счетами-фактурами за декабрь 2007 года.

Применение Обществом вычетов по НДС не противоречит нормам законодательства о налогах и сборах, а свидетельствует об использовании обществом его права на налоговый вычет.

В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению является счет-фактура.

В силу с пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты, в том числе суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, удержанного агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 7, 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Процесс добычи и подготовки нефти реализуемой ОАО "Богородскнефть" является непрерывным, и однозначно установить какая именно нефть (добытая в данном налоговом периоде или в прошедшем) была реализована на внутреннем рынке, а какая продана на экспорт не представляется возможным, в связи с чем, выделить оплаченный НДС однозначно только по экспортным операциям не возможно.

Как верно установлено судом, налоговым органом не представлено безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что общехозяйственные расходы, непосредственно связаны с реализуемой на экспорт в отчетном периоде нефтью.

В абзаце 4 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Указанный раздельный учет операций не имеет отношения к праву налогоплательщика на применение налоговых вычетов, поскольку в соответствии с указанной статьей при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

Исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 04.06.2007 N 366-о-п, постановлении от 24.02.2004 N 3-П, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 12.10.2006 N 53, действия налогоплательщиков, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, предполагаются экономически оправданными.

Имеющиеся в материалах дела счета-фактуры оформлены в установленном законом порядке в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации и однозначно свидетельствуют о том, что налогоплательщик приобрел на территории Российской Федерации товары (работы, услуги), являющиеся объектом налогообложения, то есть при их приобретении не оплатил указанный в счетах-фактурах НДС продавцу, то есть косвенно уплатил его в бюджет в период приобретения данных товаров и услуг.

Суд кассационной инстанции согласен с выводами судов первой и апелляционной инстанций о неправомерности в части решений налогового органа в связи с тем, что согласно статьям 171, 172, 176, 146 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе предъявить к вычету сумму НДС по ставке 18% независимо от того, был ли в дальнейшем товар отгружен на экспорт или нет.

Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами полно и всесторонне, оспариваемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в судебных актах, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.

Доводы, указанные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, а направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.01.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 по делу N А57-18944/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А57-18944/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 09 июля 2009

Поиск в тексте