ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2010 года Дело N А55-9783/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Герасимовой Е.П., судей Газизовой Г.Ю., Гильмановой Э.Г.,

в отсутствие:

заявителя - извещен, не явился,

ответчиков - извещены, не явились, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2009 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 (председательствующий Засыпкина Т.С., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)

по делу N А55-9783/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя Макарова Н.П., г. Самара, к администрации городского округа Самара, г. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными отказов, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Макаров Н.П. (далее - ИП Макаров Н.П.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным отказа администрации городского округа Самара (далее - Администрация) в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, (проходная завод им. Тарасова), площадью 9,00 кв. м под временный киоск на кадастровом плане соответствующей территории и обязании Администрации утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая (проходная завода им. Тарасова), площадью 9,00 кв. м под временный киоск на кадастровом плане соответствующей территории;

о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), содержащегося в письме от 10.02.2009 N 12-1/2930/08 в предоставлении ИП Макарову Н.П. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая (проходная завода им. Тарасова) площадью 9,00 кв. м под временный киоск и обязании Министерства возобновить рассмотрение ранее поданного заявления ИП Макарова Н.П. от 07.08.2008 N 12-1/2930/08 о предоставлении в аренду указанного земельного участка.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009, заявленные требования удовлетворены.

Министерство в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить в части удовлетворения требований ИП Макарова Н.П. о признании незаконным отказа Министерства, содержащегося в письме от 10.02.2009 N 12-1/2930/08 в предоставлении ИП Макарову Н.П. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая (проходная завода им. Тарасова) площадью 9,00 кв. м под временный киоск и возложении обязанности по возобновлению рассмотрения ранее поданного заявления ИП Макарова Н.П. от 07.08.2008 N 12-1/2930/08 о предоставлении в аренду указанного земельного участка.

Заявитель жалобы считает, что содержание резолютивной части решения суда первой инстанции, в соответствии с которой на Министерство возложена обязанность возобновить рассмотрение ранее поданного заявления ИП Макарова Н.П. о предоставлении испрашиваемого земельного участка от 07.08.2009 N 12-1/2930/08, противоречит нормам процессуального права.

Законность обжалованных судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.08.2008 ИП Макаров Н.П. обратился в Министерство с заявлением N 12-1/2930/08 о предоставлении в аренду под временный киоск земельного участка площадью 9,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново Садовая (проходная завод им. Тарасова).

10 февраля 2009 г. Министерство письмом N 12-1/2930/08 отказало ИП Макарову Н.П. в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.

Основанием для отказа послужило заключение Администрации от 08.09.2008 N 02/02-924Т о невозможности утверждения схемы расположения заявленного земельного участка в связи с тем, что размещение временного объекта на данном земельном участке нарушает требования строительных норм и правил, согласно которым расстояние от зданий, сооружений до ствола дерева должно быть не менее 5,0 м (пункт 4.12 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).

Не согласившись с вынесенными отказами Администрации и Министерства заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности и доказанности.

Судами было установлено, что временный киоск, введенный в эксплуатацию администрацией Промышленного района города Самара, фактически расположен на испрашиваемом земельном участке и эксплуатируется, в связи с чем довод Администрации в заключении об испрашивании земельного участка под планируемую установку временного объекта является несостоятельным. Поскольку материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок занят объектом, принадлежащим самому заявителю, довод Администрации об обремененности испрашиваемого земельного участка признан судами несостоятельным. Учитывая, что Администрацией незаконно было подготовлено заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка подготовлено незаконно, Министерством необоснованно было отказано ИП Макарову Н.П. в предоставлении земельного участка в аренду.

Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.

Судами было установлено, что постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с 01.07.2006 на Министерство имущественных отношений Самарской области возложены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).

В силу пункта 2.3. Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками уполномоченный орган обеспечивает передачу в установленном порядке в Министерство документов, связанных с предоставлением земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством решений о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, на основании которых не были заключены в установленном порядке соответствующие договоры.

Решения о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, соответствующие требованиям действующего законодательства, в соответствии с которыми не были заключены в установленном порядке соответствующие договоры, являются основанием для принятия Министерством решения о предоставлении земельных участков указанным гражданам и юридическим лицам и последующего заключения соответствующих договоров.

Распоряжением администрации Промышленного района г. Самары от 12.03.2003 N 379 «О предоставлении предпринимателю Макарову Н.П. в аренду земельного участка под установку временного киоска по ул. Ново-Садовой (проходная завода им. Тарасова) заявителю предоставлен в аренду сроком на 1 год земельный участок, площадью 9,00 кв. м, под установку временного киоска для торговли мясопродуктами по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая (проходная завода им. Тарасова).

На основании указанного распоряжения ИП Макарову Н.П. было выдано разрешение N 156 на эксплуатацию временного объекта от 03.06.2008, в соответствии с которым объект - киоск ИП Макарова Н.П. соответствует действующим техническим условиям и считается принятым в эксплуатацию.

Вышеуказанные документы представлялись заявителем в Министерство и подтверждают, что заявитель использует указанный земельный участок с 2003 г., а временный объект фактически установлен и эксплуатируется.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ Министерство направило заявление ИП Макарова Н.П. в адрес главы городского округа Самара для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

Согласно пункту 1.2. постановления главы города Самары от 19.09.2006 N 2340 «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий» администрация городского округа Самара является уполномоченным органом по утверждению схем - по земельным участкам площадью 100,0 кв. м и менее, в том числе занимаемым временными объектами и (или) предоставляемым под размещение временных объектов, за исключением случаев размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также случаев, установленных пунктом 1.3 настоящего постановления.

Министерством от администрации городского округа Самара получено заключение о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка, которое явилось основанием для принятия решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка.

Из материалов дела следует, что решение о предоставлении земельного участка по испрашиваемому земельному участку было принято уполномоченным в тот период органом местного самоуправления - главой администрации Промышленного района г. Самара. Разрешение N 156 на эксплуатацию временного объекта киоска на территории Промышленного района от 03.06.2008 также было составлено и утверждено надлежащим органом - главой администрации Промышленного района г. Самара, объект фактически принят в эксплуатацию.

Указанные документы до настоящего времени никем не оспорены, не отменены, не признаны недействительными.

Материалами дела подтверждается, что названные документы представлялись в Министерство при подаче заявления.

В соответствии с пунктом 4 Приложения N 2 к Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют соответствующее разрешение уполномоченного органа местного самоуправления на установку объекта на указанном земельном участке и акт принятия в эксплуатацию временного объекта (при его наличии), выданный в установленном порядке, а также заверенные в установленном порядке копии договоров, на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно счел представленные в материалы дела распоряжение администрации Промышленного района г. Самары от 12.03.2003 N 379, разрешение на установку временного объекта N 156, письмо федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация» (л.д. 29) надлежащими и достаточными для утверждения схемы расположения земельного участка и рассмотрения заявления ИП Макарова Н.П. по существу.

Материалами дела подтверждается, что временный киоск, введенный в эксплуатацию администрацией Промышленного района города Самара, фактически расположен на испрашиваемом земельном участке и эксплуатируется, в связи с чем довод администрации городского округа Самара в заключении об испрашивании земельного участка под планируемую установку временного объекта является несостоятельным.

Также суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод администрации об обремененности испрашиваемого земельного участка фактически занимаемым объектом. Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок занят объектом, принадлежащим самому заявителю - индивидуальному предпринимателю Макарову Н.П.

Довод Администрации о несоответствии размещения объекта пункту 4.12 СНиП 2.07.01- 89* (расстояние объекта до дерева менее 5 метров) отклонен судом первой инстанции, поскольку представленное в дело разрешение от 03.06.2008 N 156 прямо указывает о соответствии действующим техническим условиям размещенного объекта и приемная комиссия (с участием архитектора района) посчитала объект принятым в эксплуатацию.

Кроме того, СНиП 2.07.01-89* устанавливают требования к размещению объектов капитального строительства, к которым не относится временный объект - киоск, принадлежащий заявителю.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией городского округа Самара незаконно было подготовлено заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, и, как следствие, Министерством имущественных отношений Самарской области необоснованно было отказано в предоставлении земельного участка в аренду, и что документы заявителем были представлены в установленной форме и в установленном объеме, так как обратного администрацией городского округа Самара и Министерством не доказано.

Довод Министерства, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что содержание резолютивной части решения суда первой инстанции, в соответствии с которой на Министерство возложена обязанность возобновить рассмотрение ранее поданного заявления ИП Макарова Н.П. о предоставлении испрашиваемого земельного участка от 07.08.2009 N 12 1/2930/08, противоречит нормам процессуального права, арбитражным апелляционным судом не может быть принят во внимание.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что ИП Макаров Н.П. обратился в суд, с учетом уточнения требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ, в том числе об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение ранее поданного заявления ИП Макарова Н.П. от 07.8.2008 N 12-1/2930/08 о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 9,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая (проходная завода им. Тарасова).

Таким образом, указанное требование о возобновлении рассмотрения заявления от 07.08.2008 было заявлено самим заявителем по делу, и суд первой инстанции, учитывая вышеизложенные обстоятельства, при принятии судебного акта указал на удовлетворение заявленных требований именно в редакции ИП Макарова Н.П., тем самым не выходя за пределы заявленных требований, что не противоречит положениям АПК РФ.

Ссылка на невозможность исполнения судебного акта не может быть положена в основу отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Доводы кассационной жалобы основания на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 по делу N А55-9783/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
Е.П.Герасимова
Судьи
Г.Ю.Газизова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка