ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2010 года Дело N А49-6011/2009


[Признавая незаконным решение МИФНС, суд указал на то обстоятельство, что истцом для государственной регистрации прекращения деятельности юр. лица в инспекцию представлены все документы, перечисленные в ст.21 ФЗ N 129-ФЗ, при этом в материалах дела отсутствуют сведения о предъявленных ответчиком требований об уплате задолженности заявителя по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.10.2009 по делу N А49-6011/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автодорога-С" о признании незаконным решения от 15.05.2009 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Автодорога-С" (далее - ООО "Автодорога-С") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области (далее - регистрирующий орган, налоговый орган) о признании незаконным решения от 15.05.2009.

Заявленные требования обоснованы тем, что решением от 15.05.2009 регистрирующим органом отказано в государственной регистрации юридического лица ООО "Автодорога-С" при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности ООО "Автодорога-С" в связи с его ликвидацией, поскольку ООО "Автодорога-С" не представлен ликвидационный баланс, между тем 07.05.2009 ООО "Автодорога-С" в регистрирующий орган представлены документы согласно перечню, установленному статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе и ликвидационный баланс, что подтверждается описью документов, составленной регистрирующим органом, в связи с чем истец полагает решение регистрирующего органа от 15.05.2009 незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "Автодорога-С" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.10.2009 исковые требования удовлетворены.

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области от 15.05.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов признано незаконным.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области ставит вопрос об отмене решения Арбитражного суда Пензенской области от 06.10.2009, указывая на нарушение судом норм материального права.

Законность решения Арбитражного суда Пензенской области от 06.10.2009 проверена кассационной инстанцией в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены не найдено.

Из материалов дела следует, что ООО "Автодорога-С" зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Пензенского района Пензенской области 15.05.2001 за N 748.

Общим собранием участников ООО "Автодорога-С" от 18.08.2008 решено ликвидировать ООО "Автодорога-С" и назначить ликвидатора общества.

Далее, ООО "Автодорога-С" направило в регистрирующий орган уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и уведомление о назначении ликвидатора - 19.08.2008, регистрирующим органом внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ - 26.08.2008, ООО "Автодорога-С" в регистрирующий орган направлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса - 24.04.2009, регистрирующим органом внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ - 24.04.2009.

ООО "Автодорога-С" в регистрирующий орган 07.05.2009 представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области от 15.05.2009 отказано в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.

Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области от 15.05.2009.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; в заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Согласно статье 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов.

При этом нормы указанного Федерального закона не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе на достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и на отсутствие у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, входят проверка их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения ими прав и законных интересов заявителя.

Судом первой инстанции верно установлено, что в нарушение вышеуказанной нормы ответчиком не представлено доказательств правомерности принятия решения об отказе в государственной регистрации ООО "Автодорога-С" в связи с его ликвидацией.

Материалами дела подтверждается, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается то обстоятельство, что ответчик как регистрирующий орган поставлен в известность о начале процедуры ликвидации ООО "Автодорога-С" в порядке, установленном действующим законодательством. После окончания срока предъявления требований кредиторов ООО "Автодорога-С" составило промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы и обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, представив в числе необходимых документов ликвидационный баланс. Сведения о том, что кредитором - налоговым органом - в установленный законом срок предъявлены требования об уплате задолженности ООО "Автодорога-С" по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды или включении каких-либо сумм задолженности перед бюджетом в промежуточный ликвидационный баланс, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что ООО "Автодорога-С" обоснованно не включило в ликвидационный баланс сведения о кредиторской задолженности по налогам и сборам, в связи с чем регистрирующим органом неправомерно принято решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Автодорога-С" в связи с его ликвидацией, так как оснований для отказа в регистрации не имелось, поскольку все требуемые документы представлены ликвидатором в полном объеме.

Кроме того, оспариваемое решение регистрирующего органа нарушает права и законные интересы ООО "Автодорога-С" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законного и обоснованного решения Арбитражного суда Пензенской области от 06.10.2009.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.10.2009 по делу N А49-6011/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка