ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2010 года Дело N А06-1843/2009


[Учитывая, что в соответствии со ст.15 ТК РФ и постановлением КС РФ от 14.05.99 N 8-П, свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений тарифного характера, отказ таможенного органа в выдаче ПТС заявителю является правомерным, судебные акты отменены, в удовлетворении заявления отказано]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., в отсутствие: заявителя - извещен, не явился; ответчика - извещен, не явился; третьего лица - извещено, не явилось, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни (г.Астрахань) на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2009 (судья ...) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 (председательствующий судья ..., судьи: ...) по делу N А06-1843/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридический центр "Эгида" (г.Астрахань) о признании незаконным отказа Астраханской таможни (г.Астрахань) в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль Мазда 323, кузов JMZBG12F 200139383, двигатель BР-128280, год выпуска - 1990, цвет серый и обязании таможенного органа выдать обществу паспорт транспортного средства на автомобиль, с участием в деле в качестве третьего лица - Вятчина Владимира Анатольевича (г.Астрахань), установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Юридический центр "Эгида" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным отказа Астраханской таможни (далее - таможенный орган, ответчик) в выдаче паспорта транспортного средства (далее - ПТС, паспорт) на автомобиль Мазда 323, кузов JMZBG12F 200139383, двигатель BР-128280, год выпуска - 1990, цвет серый и обязании ответчика выдать обществу ПТС на названный автомобиль.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2009 по настоящему делу заявленные требования полностью удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 данное судебное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе таможенный орган просит об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований общества, настаивая на правомерности своих действий, не указывая, какие нормы материального или процессуального права нарушены судами предыдущих инстанций при принятии обжалуемых судебных актов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Из приобщенных к делу материалов усматривается, что 15.12.2008 заявитель приобрел автомобиль Мазда 323, кузов JMZBG12F 200139383, двигатель ВР-128280, год выпуска - 1990, цвет серый, о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела договор купли-продажи.

При постановке автомобиля на регистрационный учет в Межрайонном отделе государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Астраханской области ранее произведенная регистрация автомобиля была аннулирована в связи с непрохождением таможенного оформления, а также в связи с тем, что на автомобили, ввезенные на территорию Российской Федерации после 01.07.97, ПТС выдаются таможенными органами.

На заявление общества о выдаче ПТС для постановки на регистрационный учет ответчик письмом от 03.02.2009 N 1520 отказал заявителю в выдаче названного документа. Мотивом отказа таможенный орган указал на то, что одним из условий выпуска транспортного средства для свободного обращения является уплата таможенных платежей.

Признавая данный отказ таможенного органа незаконным, арбитражные суды предыдущих инстанций руководствовались нормами таможенного законодательства с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, исходя из анализа исследованных материалов и обстоятельств дела.

Арбитражным судом установлено и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, исследованными судами, что спорный автомобиль изготовлен в 1990 году. Однако момент его перемещения через таможенную границу и факт его перемещения не установлены.

Общество не является субъектом правоотношений с таможенным органом и декларантом ввезенного на территорию Российской Федерации спорного автомобиля. Данные обстоятельства таможенным органом не оспариваются.

На основании части 1 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством.

В соответствии со статьей 15 ТК РФ, никто не вправе пользоваться и распоряжаться транспортным средством до их выпуска, то есть до окончания процедуры таможенного оформления. После завершения таможенного оформления таможенные органы выдают на автомобиль документы, в числе которых и паспорт транспортного средства.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.93 N 477 "О ведении паспортов транспортных средств", ПТС выдается таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.97.

Товары и транспортные средства, в отношении которых не завершено таможенное оформление, не могут быть выпущены для свободного обращения. Одним из условий выпуска транспортного средства для свободного обращения является уплата таможенной пошлины (подпункт 4 пункта 1 статьи 149 ТК РФ).

Однако, согласно пункту 1 статьи 320 ТК РФ лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 12.05.2006 N 167-О, лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации не состояли в каких-либо отношениях по поводу указанных транспортных средств.

В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 27.11.2001 N 202-О обязанность выполнить требования по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, в том числе уплатить таможенные пошлины, не может быть возложена на приобретателя, если он не относится к плательщикам, на которых такая обязанность возложена непосредственно законом, не привлекается к ответственности за нарушение таможенных правил, при том, что на момент приобретения имущества он не знал и не должен был знать о незаконности его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы явились основанием для вывода арбитражных судов предыдущих инстанций об отсутствии у ответчика правовых оснований для отказа в выдаче ПТС обществу как добросовестному приобретателю, на котором не лежит обязанность по таможенному оформлению спорного транспортного средства, в том числе и по уплате таможенной пошлины.

Однако судами предыдущих инстанций не учтено следующее.

Примененные судами нормы таможенного законодательства имеют самостоятельное значение при разрешении вопросов об уплате таможенных платежей и ответственности за их неуплату. Порядок выдачи ПТС регулируется иными правовыми нормами.

Согласно пункту 6 Положения о ПТС и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 от 23.06.2005 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.07.2005 N 6842) (далее - положение), таможенными органами паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 01.07.97.

В силу пункта 9 названного Положения наличие ПТС, оформленного в порядке, установленном главой 2 настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

В соответствии с пунктом 1.5 упомянутого Положения* ПТС на ввозимые в Российскую Федерацию транспортные средства выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления. При этом одним из основных условий свершения является уплата за ввезенное в Российской Федерации транспортное средство таможенных платежей.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Согласно пункту 1 Положения ПТС предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.

Учитывая, что в соответствии со статьей 15 ТК РФ и постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 14.05.99 N 8-П, свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений тарифного характера, отказ таможенного органа в выдаче ПТС заявителю является правомерным.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таможенный орган действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах своей компетенции. Правомерные действия ответчика прав и законных интересов заявителя не нарушают.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, сторонами не оспариваются, но допущено нарушение норм материального права - неприменение норм, подлежащих применению, суд кассационной инстанции находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований общества.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу N А06-1843/2009 отменить, кассационную жалобу Астраханской таможни - удовлетворить.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Юридический центр "Эгида" о признании незаконным отказа Астраханской таможни в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль Мазда 323, кузов JMZBG12F 200139383, двигатель BР - 128280, год выпуска - 1990, цвет серый и обязании Астраханской таможни выдать обществу с ограниченной ответственностью "Юридический центр "Эгида" паспорт транспортного средства на спорный автомобиль отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка