ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 2010 года Дело N А55-8268/2009


[Согласно ч.1 ст.15 ФЗ N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано]
(Извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 5 апреля 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., при участии представителей: заявителя - Ларионовой О.В. (доверенность от 20.01.2010 N 1), Синкевича А.В. (доверенность от 20.01.2010 N 2), ответчика - Красновой Е.Е. (доверенность от 15.01.2010 N 203/5), третьего лица - Малофеева М.А. (доверенность от 01.03.2010 N Д/10-168) рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности, энергетики и технологий Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2009 (судья ...) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2009 (председательствующий ..., судьи: ...) по делу N А55-8268/2009 по заявлению Министерства промышленности, энергетики и технологий Самарской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике по Самарской области, открытого акционерного общества "МРСК Волги", закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", закрытого акционерного общества "Средневолжская сетевая компания", общества с ограниченной ответственностью "Сызранская городская электросеть", открытого акционерного общества "Электросеть", муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение коммунального хозяйства г.Тольятти", муниципального унитарного предприятия "Похвистневоэнерго", общества с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Кинельэнерго", муниципального унитарного предприятия "Волжское жилищно-коммунальное хозяйство", общества с ограниченной ответственностью "Энергонефть Самара", общества с ограниченной ответственностью "Энерго", общества с ограниченной ответственностью "Энергобытобслуживание", закрытого акционерного общества "Энергетика и Связь Строительства", открытого акционерного общества "Российские железные дороги", о признании недействительными решения и предписания от 11.03.2009 по делу N 150-5172-08/5, установил:

Министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области (делее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области, антимонопольный орган) от 11.03.2009 по делу N 150-5172-08/5 в отношении Министерства.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 03.12.2009 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда решение от 07.09.2009 Арбитражного суда Самарской области оставлено без изменения.

Обжалуя судебные акты Министерство просит их отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив законность обжалуемых судебных актов судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, 05.12.2008 УФАС по Самарской области в отношении Министерства, Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства и открытого акционерного общества "МРСК Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги") возбудило дело N 150-5172-08/5 по признакам нарушения части 1 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).

По результатам рассмотрения данного дела УФАС по Самарской области 11.03.2009 принято решение, которым признало Министерство нарушившим часть 1 статьи 15, статью 16 Федерального закона N 135-ФЗ.

На основании решения по делу N 150-5172-08/5 комиссия УФАС по Самарской области вынесено предписание от 24.03.2009 N 2231/5, в том числе в отношении Министерства о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившейся в действиях по направлению писем в адрес организаций с указанием обязательного заключения договоров с ОАО "МРСК Волги" и статьи 16 данного Закона, выразившееся в совместных последовательных действиях с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области и ОАО "МРСК Волги", в части направление писем о необходимости заключения договоров, проведения совместных совещаний в части вопросов обязанности Сетевых организаций распределения платы за услуги по техническому присоединению и заключению соответствующих договоров, согласования Рекомендаций по формированию единого электросетевого пространства на техническое присоединение в 2008 году по всей сетевой цепочке, в части пунктов 4, 5, 6, 8 с последующим направлением в адрес Сетевых организаций, а также согласованные действия ОАО "МРСК Волги" и Министерства о ходе исполнения Рекомендаций.

Указанным актом антимонопольного органа Министерству предписано в срок до 30.04.2009 отозвать письма от 24.03.2008 N 11-3/208, от 31.03.2008 N 11-3/226, от 20.05.2008 N 11-3/355, от 27.11.2008 N 32/716 и согласование пунктов 4, 5, 6, 8 Рекомендаций, а также не допускать согласованных действий с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области и ОАО "МРСК Волги", которые могут ограничить конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 16 данного Федерального закона запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по составу продавцов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Представленные в материалах дела письма от 24.03.2008 N 11-3/208, от 31.03.2008 N 11-3/226, от 20.05.2008 N 11-3/355, от 27.11.2008 N 32/716 (т.1, л.д.137, 143, 144, т.2, л.д.8), направленных в адрес Сетевых организаций свидетельствуют, что в действиях Министерства по направлению писем в адрес Сетевых организаций с указанием заключения договоров с ОАО "МРСК Волги" усматривается нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, по итогам совещания 17.04.2008 Министерством приняты и согласованы с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области Рекомендации по формированию единого электросетевого пространства на территории Самарской области и механизму распределения платы за технологическое присоединение в 2008 году по всей сетевой цепочке (т.1, л.д.141-142).

Указанные рекомендации были направлены в адрес Сетевых организаций письмом от 20.05.2008 N 11-3/355.

В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 8 указанных Рекомендаций, распределение средств, поступивших в качестве платы за присоединение от потребителей, а также вопросы, связанные с выполнением комплекса мероприятий, позволяющих произвести технологическое присоединение потребителя определяется в рамках заключаемого соглашения (договора) между сетевой организацией и определяется в рамках заключаемого соглашения (договора) между сетевой организацией и ОАО "МРСК Волги" или договора между всеми участниками данного процесса.

Координацию и контроль за ходом заключения соглашений или договоров в 2008 году между электросетевыми организациями по распределению платы за технологическое присоединение осуществляло Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области и министерство промышленности и энергетики Самарской области.

Совместные последовательные действия Министерства, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области ОАО "МРСК Волги", вследствие которых Сетевые организации были поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе с ОАО "МРСК Волги" на рынке услуг технологического присоединения, были созданы дискриминационные условия и навязывалось заключение договора, обязанность заключения которого не предусмотрена нормативными правовыми актами, в частности направление писем о необходимости заключения договоров, ведение совместных совещаний в части вопросов обязанности Сетевых организаций распределения платы за услуги по технологическому присоединению и заключения соответствующих договоров, согласование Рекомендаций в части пунктов 5, 6, 8 с последующим направлением в адрес Сетевых организаций, а также согласованные действия ОАО "МРСК Волги" и Министерства по информированию о ходе исполнения Рекомендаций, нарушают статью 16 Федерального закона N 135-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2009 по делу N А55-8268/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства промышленности, энергетики и технологий Самарской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка