ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2009 года Дело N А72-3655/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Сагадеева Р.Р., судей Хасанова Р.Г., Филимонова С.А.,

при участии представителей:

заявителя - Завершинского Д.М. (доверенность от 09.04.2009 б/н),

ответчика - Поповой Н.А. (доверенность от 29.12.2008 N 68-06/11/1559),

третьего лица - Ханжина Ю.А. (доверенность от 08.06.2009 N 34),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления в Ульяновской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, г. Ульяновск, на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 (председательствующий Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)

по делу N А72-3655/2009

по заявлению закрытого акционерного общества «Балтийская строительная компания - Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург, к Территориальному управлению в Ульяновской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о признании частично недействительным его представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, при участии третьего лица - Областного государственного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», г. Ульяновск,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Балтийская Строительная Компания - Санкт-Петербург» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области (далее - Управление, ответчик) с заявлением о признании частично недействительным его представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 22.01.2009 N 2008/83 в части содержания раздела 1 «Неправомерное использование денежных средств и материальных ресурсов».

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.07.2009 производство по делу прекращено по тем основаниям, что представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса не является мерой принуждения, применяемой в соответствии со статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к нарушителям бюджетного законодательства, а также представление Управления носит информационный и разъяснительный характер, не свидетельствует о принятии мер принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством, и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы лица, в отношении которого оно вынесено. Оспариваемый ненормативный акт не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора. Следовательно, представление не является ненормативным правовым актом, оспаривание которого подведомственно арбитражному суду.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 определение суда первой инстанции от 01.07.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе определение суда первой инстанции, мотивируя это несоответствием выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, коллегия считает, что не имеется правовых оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, закрытое акционерное общество «Балтийская Строительная Компания - Санкт-Петербург» зарегистрировано Регистрационной палатой Администрации Санкт-Петербурга 18.12.1997 за N 60174/92378 (ОГРН 1027810325058; ИНН 7826021399).

22 января 2009 года Управлением по материалам проведенной проверки целевого расходования бюджетных средств, выделенных для строительства мостового перехода в г. Ульяновске в 2000-2003 гг., вынесено представление за N 2008/83 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором Обществу было предложено устранить имеющиеся нарушения и принять меры к их недопущению.

Не согласившись с представлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Коллегия выводы суда апелляционной инстанции об отмене определения суда первой инстанции с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции находит правильными.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации под ненормативным правовым актом государственного органа, который может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Из системного толкования главы 28 БК РФ следует, что при нарушении бюджетного законодательства к нарушителям могут быть применены меры принуждения, предусмотренные данным кодексом и федеральными законами, а к руководителю за нецелевое использование бюджетных средств - меры дисциплинарной или административной ответственности, при этом применить эти меры ответственности в силу статьи 284.1 БК РФ может только орган, исполняющий бюджет.

Контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета и направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14 Положения).

В соответствии с пунктом 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности и за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункты 5.14.3 и 5.14.7 указанного Положения).

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок представления органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным являются его предполагаемое несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создание препятствий в ее осуществлении либо незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей.

Таким образом, представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 22.01.2009 N 2008/83 принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, и, следовательно, представление может быть оспорено в арбитражном суде как ненормативный правовой акт в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, судом первой инстанции в нарушение требований статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу прекращено неправомерно.

При таких обстоятельствах коллегия постановление суда апелляционной инстанции об отмене определения суда первой инстанции и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции находит законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 по делу N А72-3655/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
Р.Р.Сагадеев
Судьи
Р.Г.Хасанов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка