ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 ноября 2009 года Дело N А06-3050/2009

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Сагадеева Р.Р., судей Филимонова С.А., Закировой И.Ш.,

при участии

ответчика - Губанова С.В., по доверенности от 29.12.2008 N 01-03-142/21332,

в отсутствие:

истца - извещен, не явился,

третьего лица - извещено, не явилось, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, г. Астрахань, на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.06.2009 (судья Винник Ю.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Веряскина С.Г., Комнатная Ю.А.)

по делу NА06-3050/2009 по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва, к Астраханской таможне Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, г. Астрахань, о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни от 04.05.2009 N 10311000-103/2009 о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 11 000 рублей 00 копеек.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.06.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Астраханская таможня просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для ее удовлетворения не усматривает.

Как следует из материалов дела, 02.10.2008 на станцию Акксарайская-2 из Республики Казахстан прибыли вагоны N 64653454, 65203945, 68395128, 68781087, с товаром - уголь битуминозный коксующийся, по отправке N 0884390 Майлин КЗХ ж.д. - Авлеевка ДОН ж.д.

В результате коммерческого осмотра, у вагона N 64653454 был обнаружен перегруз товара в количестве 4,1 тонна, у вагона N 68395128 - перегруз в количестве 6,45 тонн, у вагона N 68781087 - перегруз в количестве 14,85 тонн, у вагона N 65203945 - перегруз в количестве 8,9 тонн. В связи с этим был составлен акт общей формы N 61700-1-А/8912. Установлена угроза безопасности движения, ввиду наличия перегруза. Указанные вагоны были отцеплены. 30.10.2008 перегруз вагонов был устранен, о чем составлен акт общей формы N 4206.

Факт устранения перегруза без разрешения таможенного органа был расценен Астраханской таможней в качестве нарушения ОАО «РЖД» статей 69 и 78 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

По данному факту Астраханской таможней возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 16.13 КоАП РФ.

20.03.2009 таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении N 10311000-103/2009.

04.05.2009 Астраханской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10311000-103/2009, которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 11 000 рублей.

Суды, удовлетворяя заявление, правомерно исходили из следующего.

Согласно части 1 статьи 16.13 КоАП РФ разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу пункта 1 статьи 11 ТК РФ к товарам, находящимся под таможенным контролем, отнесены иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы (подпункт 4).

Согласно пункту 2 статьи 69 ТК РФ после пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

В соответствии со статьей 78 ТК РФ разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров с транспортного средства, прибывшего на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются в месте прибытия и во время работы таможенных органов в местах, специально предназначенных для этих целей.

В иных местах и (или) вне установленного рабочего времени таможенного органа разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров допускаются с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица в соответствии со статьями 406 и 407 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 11 ТК РФ перевозчик - это лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Как установлено судами, на станцию Аксарайская-2 02.10.2008 в 15 часов 25 минут поездом N 2205 индекс 6611-057-6110 на 12 путь парка «А» прибыли вагоны N 64653454, 65203945, 68395128, 68781087 по отправке N 0884390 Майлин КЗХ ж.д. - Авдеевка ДОН ж.д., груз уголь каменный.

02.10.2008 с 15 часов 25 минут до 16 часов 25 минут по 12 пути парка «А» в коммерческом отношении состав поезда N 2205 осматривали: приемщики поездов Приволжской железной дороги Третьяков В.В., Кулбаев Х.М., приемщики поездов акционерного общества «Национальная компания «Казакстан Тимер Жоло» (далее - АО «НК «КТЖ») Курмангазиев, Шамшиденова совместно, с сотрудником ЛОВДТ Абдрахмановым.

При осмотре поезда N 2205 индекс 6611-057-6110 у вагонов N 64653454, 65203945, 68395128, 68781087, обнаружено: погрузка навалом, волнообразная. При прохождении взвешивающего рельса РТВД установлено, что у вагона N 64653454 перегруз товара в количестве 4,1 тонна, у вагона N 68395128 перегруз в количестве 6,45 тонн, у вагона N 68781087 перегруз в количестве 14,85 тонн, у вагона N 65203945 перегруз в количестве 8,9 тонн. Данный перегруз угрожает безопасности движения. Вагоны не приняты на ОАО «РЖД», отцеплены от состава поезда.

Результат коммерческого осмотра приемщиком Приволжской железной дороги Колобовым А.В. оформлен актом общей формы от 02.10.2008 N 61700-1-А/8624.

Работниками АО «НК «КТЖ» была произведена дозировка и составлен акт общей формы от 13.10.2008 N 4206. Описание обстоятельств, вызвавших составление акта: дополнение к акту от 02.10.2008 N 61700-1-А/8624 станция Аксарайская-2 по неприему на Приволжскую железную дорогу по причине перегруза сверх трафаретной грузоподъемности. Вагоны находились под непрерывной охраной казахстанской железной дороги.

Вагоны N 64653454, 65203945, 68395128, 68781087 приняты на ОАО «РЖД» 16.10.2008 в 01 час 45 минут по передаточной поездной ведомости N 03829.

Согласно пункту 1 главы 1 правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» N ЦРБ-756 основными обязанностями работников железнодорожного транспорта является безусловное обеспечение безопасности движения. В соответствии с пунктом 15.27 данных правил не допускается ставить в состав поезда вагоны, загруженные сверх их грузоподъемности.

В соответствии с пунктом 6 технологического процесса ОПКО коммерческого осмотра вагонов в поездах Приволжской железной дороги филиал ОАО «РЖД» и филиала АО «НК «КТЖ» Атырауского отделения перевозок на станции Аксарайская-2, вагоны угрожающие безопасности движения устраняются на станции Аксарайская-2, работниками АО «НК «КТЖ».

Обнаруженные коммерческие неисправности угрожали безопасности движения, в связи с чем, вагон правомерно не был принят ОАО «РЖД» и отцеплен для устранения коммерческой неисправности. В связи с чем, все юридические права на груз, и весь пакет перевозочных документов находился у перевозчика Республики Казахстан.

В подтверждении того, что вагон не был принят российским перевозчиком свидетельствуют также данные натурного листа на поезд N 2205.

Все действия по дозировке груза производились работниками АО «НК «КТЖ» в присутствии представителей грузоотправителей, что подтверждается актами общей формы на дозировку груза и подписями вышеуказанных работников (подписи работников Приволжской железной дороги филиал ОАО «РЖД» в актах отсутствуют).

16.10.2008 вагоны N 64653454, 65203945, 68395128, 68781087 приняты ОАО «РЖД» к перевозке по передаточной поездной ведомости N 03829, подписанной двумя сторонами с указанием веса груза согласно перевозочным документам. В таможенный орган были предъявлены грузовые перевозочные документы с весом, соответствовавшим в транспортных средствах.

Объективную сторону части 1 статьи 13 КоАП РФ составляет совершение без разрешения таможенного органа хотя бы одного из следующих действий: разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары.

Субъектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является лицо, совершившее перечисленные в диспозиции статьи действия.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, и материалами дела подтверждается, вагоны N 64653454, 65203945, 68395128, 68781087, с перегрузом ОАО «РЖД» к перевозке не принимались.

При этом, как верно указали суды, Астраханская таможня в ходе административного расследования не доказала факт осуществления ОАО «РЖД» каких-либо действий, связанных с устранением перегруза из вагонов.

Таможенным органом не в полном объеме установлены обстоятельства дела. Доводы, изложенные в постановлении, противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Судами также правомерно признана необоснованной ссылка таможни на акт общей формы от 30.10.2008 N 4564, на основании которого таможенный орган ссылается на причастность ОАО «РЖД» к устранению перегруза.

В оспариваемом постановлении, таможенный орган утверждает, что излишек груза из вагона был перегружен ОАО «РЖД» на транспортные средства, о чем был составлен акт общей формы от 30.10.2008 N 4206.

Однако из акта от 30.10.2008 N 4206 следует, что он составлен казахстанской стороной по факту произведенной ею дозировки угля битуминозного коксующегося в вагонах N 64653454, 65203945, 68395128, 68781087. Содержание акта говорит о том, что в присутствии представителя грузоотправителя излишки груза перегружены и вывезены на автомобильном транспорте. До отправления вагоны находились под непрерывной охраной казахстанской железной дороги.

В качестве доказательства причастности ОАО «РЖД» к устранению перегруза вагонов таможенный орган ссылается так же на протокол осмотра территории от 17.03.2009.

Из указанного протокола следует, что на территории СМП 255, граничащей с территорией станции Аксарайская-2, около железнодорожных путей обнаружено три навалообразные кучи угля. Указанное обстоятельство таможенный орган трактует как доказательство того, что излишки угля были устранены ОАО «РЖД».

Как верно указали суды, данные обстоятельства противоречат обстоятельствам, указанным в постановлении, из которого следует, что уголь перегружен и вывезен с использованием транспортных средств.

Кроме того, факт обнаружения таможенным органом вблизи территории станции Аксарайская-2 угля, не свидетельствует об осуществлении ОАО «РЖД» действий по устранению перегруза в вагоне.

Таможенным органом не доказано, что уголь, находящийся на территории СМП 255 является именно тем грузом, излишки которого были выгружены из железнодорожных вагонов, так как согласно акту общей формы, составленному работниками АО «НК «КТЖ» на проведение дозировки груза, излишки груза из железнодорожных вагонов перегружены и вывезены автомобильным транспортом грузоотправителя.

Вагоны с перегрузом находились на станции Аксарайкская-2 в октябре 2008 года, а осмотр произведен таможней спустя значительный промежуток времени, в марте 2009 года.

Свидетель Романов М.В., являющийся прорабом СМП 255, дал показания о производившейся на территории СМП 255 выгрузке угля, которая происходила в период октябрь-ноябрь 2008 года.

Таможенный орган ссылается на показания прораба СМП 255 Приволжтранстрой Романова М.В., который дал свое согласие на выгрузку излишек груза из железнодорожных вагонов на территории СМП 255 и указал, что вагоны были поданы тепловозом, уголь выгружался железнодорожным краном КДЭ-163, в результате выгрузки образовались три навалочные кучи.

Таможенный орган не в полном объеме провел расследование по административному делу. В ходе проведения расследования не установлено, каким именно тепловозом ОАО «РЖД» или АО «НК «КТЖ» вагоны подавались на территорию СМП 255. Кран КДЭ-163 не принадлежит ОАО «РЖД», более того СМП 255 Приволжтранстрой не является структурным предприятием ОАО «РЖД».

В опровержение данных показаний в материалах административного дела имеется протокол допроса в качестве свидетеля Ласица С.А., начальника станции Аксарайская-2, из которых следует, что работы по перегрузке излишков из вагонов N 64653454, 65203945, 68395128, 68781087 осуществлялись сотрудниками казахстанской железной дороги.

Протокол допроса свидетеля Мозгового Р.Н., начальника таможенного поста Аксарайский, каких-либо данных, свидетельствующих о причастности ОАО «РЖД» к устранению перегрузки вагона, не содержит. Мозговой Р.Н. дает пояснения относительно порядка оформления и порядка прохождения грузов через таможенный пост.

Как верно указали суды, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что таможенным органом в ходе административного расследования не получены доказательства, подтверждающие факт причастности ОАО «РЖД» к устранению излишков груза, находящихся в вагоне.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

На основании изложенного, судами сделан обоснованный вывод о том, что административным органом не представлено доказательств вины ОАО «РЖД» в совершении вменяемого ему правонарушения.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.06.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 по делу N А06-3050/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
Р.Р.Сагадеев
Судьи
С.А.Филимонов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка