ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2010 года Дело N А06-2641/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 января 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Баширова Э.Г., судей Закировой И.Ш., Махмутовой Г.Н.,

в отсутствие:

заявителя - извещен, не явился,

ответчика - извещен, не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Бассоль», п. Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.08.2009 (судья - Грибанов Г.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 (председательствующий - Цуцкова М.Г., судьи - Веряскина С.Г., Дубровина О.А.)

по делу N А06-2641/2009

по заявлению открытого акционерного общества «Бассоль» к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград, о признании недействительными пунктов 1 и 5 предписания от 30.01.2009 N 3-05/72,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Бассоль» (далее - ОАО «Бассоль», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области о признании недействительными пункта 1 и пункта 5 предписания от 30.01.2009 N 3-05/72.

В ходе судебного разбирательства в связи с реорганизацией территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ответчик по делу - Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области, деятельность которого была прекращена, заменено на правопреемника - Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, ответчик).

Решением арбитражного суда Астраханской области от 31.08.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ОАО «Бассоль» просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, поэтому дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и ответчика.

Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает следующее.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами Управлением в отношении ОАО «Бассоль» проведено оперативное обследование состояния промышленной безопасности на участке транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом Общества в объеме: железнодорожные пути необщего пользования длиной 2914 м, локомотивное хозяйство, организация и осуществление ПК на участке транспортирования ОВ.

30.01.2009 главным государственным инспектором Чиником А.И. по результатам обследования было издано предписание N 3-05/72 (далее - предписание) об устранении выявленных нарушений законодательства в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 1 предписания заявителем допущено нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 3.13, 3.14 «Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта» АН-22-Р от 29.03.2001, а именно не проводится ежегодная дефектоскопия рельсов, стрелочного хозяйства, подъездных путей по которым планируется транспортирование опасных грузов.

Кроме того, в пункте 5 предписания указано, что заявителем допущено нарушение статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 7.5. «Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» шифр РД 15-73-94, а именно: не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания и текущего ремонта тепловоза.

Не согласившись с предписанием Управления обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 5 предписания.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что эксплуатируемый заявителем железнодорожный транспорт относится к железнодорожному транспорту необщего пользования, а не технологическому железнодорожному транспорту.

В кассационной жалобе заявитель считает, что данный вывод суда является незаконным и необоснованным, поскольку согласно пункту 6 «Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта», утвержденной Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30.05.2001 N АН-47-р (далее - Инструкция), для отнесения железнодорожного транспорта организаций к промышленному железнодорожному транспорту необходимо использование его при оказании транспортных услуг сторонним организациям.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1.1. Строительных норм и правила СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 28.11.1991 N 18, промышленный транспорт - комплекс сооружений, устройств и технических средств транспорта, обеспечивающих внешние и внутренние перевозки грузов (исключая перемещение в пределах технологических агрегатов), эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств, а также производство транспортных погрузочно-разгрузочных операций на предприятиях и в организациях.

Согласно пункту 6 Инструкции, промышленный железнодорожный транспорт - это комплекс технических средств и сооружений железнодорожного транспорта необщего пользования, обеспечивающий транспортное обслуживание производственных процессов и представление транспортных услуг, а также связь с другими организациями и транспортом общего пользования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» технологический железнодорожный транспорт организации, предназначен для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Исходя из вышеизложенного, следует, что железнодорожный транспорт общества является промышленным железнодорожным транспортом, так как в комплекс технических средств железнодорожного транспорта входят: железнодорожный путь необщего пользования, здания, строения, сооружения, железнодорожный подвижной состав (тепловозы), обеспечивающий транспортное обслуживание производственных процессов, а также выявлена связь с транспортом общего пользования, и работы связанные с перевозкой опасных грузов на основании публичных договоров.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что эксплуатируемый заявителем железнодорожный транспорт относится к железнодорожному транспорту необщего пользования, а не технологическому железнодорожному транспорту, поскольку обществом не представлены доказательства, что принадлежащий ему железнодорожный транспорт предназначен исключительно для перемещения товаров на территории организации и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд организации.

Также отклоняется судом кассационной инстанции довод Общества о том, что «Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта» и «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» не подлежат применению поскольку они не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликованные в печати.

В соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88, установлено, что не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.

Согласно Приказу Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.08.2006 N738 «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» в соответствии с письмами Минюста России от 16.09.1994г. правила не нуждаются в государственной регистрации, так как являются техническим актом.

Исходя из системного толкования положений вышеназванного Федерального закона и «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом» и «Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта» по своему характеру являются нормативно-техническими документами, в связи с чем не нуждаются в государственной регистрации и опубликовании.

При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения и постановления судов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.08.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 по делу N А06-2641/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Бассоль» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Э.Г.Баширов
судьи
И.Ш.Закирова
Г.Н.Махмутова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка