ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2010 года Дело N А12-727/2009

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Александрова В.В., судей Минеевой А.А., Нагимуллина И.Р.,

при участии представителя:

истца - Годованюка Ю.Н (доверенность от 15.06.2010),

в отсутствие:

ответчиков - извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия Жилищно-комуннального хозяйства «Котлубанское», поселок Котлубань, Городищенского района,, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2010 (судья Тазов В.Ф.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи: Антонова О.И., Бирченко А.Н.)

по делу N А12-727/2009

по исковому заявлению муниципального предприятия Жилищно-комуннального хозяйства «Котлубанское», в лице конкурсного управляющего Слушкина Е.Ю., поселок Котлубань, Городищенского района, к муниципальному образованию - Городищенский муниципальный район Волгоградской области в лице администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области и Волгоградской области в лице финансового органа - Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Волгоград, о взыскании убытков в сумме 27 500 руб.,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство «Котлубанское» (далее - МП ЖКХ «Котлубанское», истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Волгоградской области к Волгоградской области к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области и Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области с требованием о взыскании солидарно своих убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг за 2005год в общей сумме 27 500 руб.

В ходе рассмотрения спора, истец в суде первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) увеличил размер исковых требований до 1 080 275 руб. 94 коп.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2010 исковые требования удовлетворены в полном объеме, за счет муниципального образования - Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области.

В иске к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2010 изменено. С муниципального образования - Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в пользу МП ЖКХ «Котлубанское» за счет казны Городищенского муниципального района Волгоградской области взыскано 69 324 руб. 03 коп. убытков.

В остальной части в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций, МП ЖКХ «Котлубанское», обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.

Кассационная жалоба мотивирована несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, МП ЖКХ «Котлубанское» является организацией, осуществляющей услуги по техническому обслуживанию, горячему холодному водоснабжению, отоплению, приему сточных вод, вывозу твердых бытовых отходов населению, проживающему в поселке Котлубань Городищенского района Волгоградской области.

Являясь обслуживающей организацией, МП ЖКХ «Котлубанское» в 2005 году производило реализацию услуг по утвержденным тарифам, предоставляла гражданам, проживающим в жилых домах на территории поселка Котлубань льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В результате оказания таких услуг в 2005 году, у истца возникли убытки в сумме 1 080 275 руб. 94 коп., которые представляют собой разницу между утвержденными тарифами и себестоимостью производства соответствующих услуг.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации или казны субъектов Российской Федерации. Убытки причинены в результате несвоевременного и неполного финансирования Российской Федерацией оказанных истцом льгот.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, вне зависимости от того были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта федерации или муниципального образования.

Возможность компенсации расходов, понесенных МП ЖКХ «Котлубанское», оказывающим услуги льготным категориям населения, предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации.

В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) утверждается органами местного самоуправления.

В силу вышеназванных правовых актов, орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа, обязан был обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации (предприятию), предоставляющей населению такие услуги.

Судом первой инстанции была назначена и проведена судебно-бухгалтерская экспертиза для определения суммы не возмещенных расходов МП ЖКХ «Котлубанское», возникших при предоставлении льгот и услуг, предусмотренных вышеуказанными законами. Указанная сумма согласно заключению экспертизы составила 1 080 275 руб. 94коп.

Суд первой инстанции счел правомерной сумму убытков в размере 1 080 275 руб. 94коп., и взыскал с муниципального образования - Городищенский муниципальный район Волгоградской области в лице Администрации Городищенского муниципального района убытки за счет средств казны Городищенского муниципального района.

Суд апелляционной инстанции установил, что судом первой инстанции не принято во внимание заключение экспертизы о том, что бюджет финансировал расходы предприятия в 2005 году в размере 1 010 951 руб. 91 коп., таким образом, разница между доходами по тарифам и финансированием расходов предприятия в 2005 году составляет 69 324 руб. 03 коп.

Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости взыскания убытков с муниципального образования - Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в размере 562 275 руб. 94 коп. не нашли документального подтверждения.

Таким образом, постановление апелляционной инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права и соответствует фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 по делу N А12-727/2009 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
В.В.Александров
Судьи
А.А.Минеева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка