ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2010 года Дело N А55-32440/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Герасимовой Е.П., судей Газизовой Г.Ю., Гильмановой Э.Г.

в отсутствие:

заявителя - извещен, не явился,

ответчика - извещен, не явился,

третьих лиц - извещены, не явились, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.03.2010 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Холодная С.Т., Драгоценнова И.С.)

по делу N А55-32440/2009 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, с участием третьих лиц: Отдел внутренних дел города Отрадный, муниципальное образование городского округа Отрадный Самарской области, ,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 16.07.2009 N 06/004/2009-092 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества земельный участок, площадью 8586 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Новокуйбышевская, 28, и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимого имущества.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.03.2010 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 решение Арбитражного суда Самарской области от 17.03.2010 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе регистрирующий орган просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает, что судами неправильно применены нормы статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 06.03.2009 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества земельный участок площадью 8586 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Новокуйбышевская, 28.

Регистрирующий орган сообщением от 16.07.2009 N 06/004/2009-092 отказал в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок, ссылаясь на то, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимого имущества, находящейся в собственности муниципального образования г.о. Отрадный Самарской области.

Считая, что отказ регистрирующего органа не соответствует закону, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая отказ УФРС по Самарской области в государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок незаконным, судебные инстанции исходили из их правомерности и доказанности. В обоснование своих выводов указали, что ответчик не представил доказательств существования обстоятельств, препятствующих государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок; обжалуемый отказ противоречит требованиям статей 18 и 20 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) и нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее Закон о введении в действие Земельного кодекса), в целях разграничения государственной собственности на землю, к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.

Пунктами 2, 3 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, изложенные в пункте 1 той же статьи.

Статьей 30.1 Закона о регистрации определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.

Как установлено судами, на спорном земельном участке право федеральной собственности на который заявлено, помимо объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования г.о. Отрадный Самарской области, которые в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имеют преимущественное право на выкуп; при этом собственники указанных зданий имеют право на приобретение данного участка в общую долевую собственность.

Все объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке, находятся в эксплуатации у ОВД г.о. Отрадный Самарской области.

В этой связи судебные инстанции правомерно установили, что поскольку на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, являющиеся собственностью Российской Федерации, то в силу статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса, данный земельный участок является федеральной собственностью.

В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.

Согласно пункту 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, они имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами (с учетом долей в праве собственности на здание).

Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.

Выводы судебных инстанций не противоречат материалам дела.

Более того, предоставление земельного участка в аренду другому лицу не является препятствием для государственной регистрации права собственности за лицом, являющимся собственником земельного участка.

В отсутствие прямого запрета, установленного ЗК РФ, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09.

В связи с тем, что право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, отказ в регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном ЗК РФ.

Следовательно, расположение на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, объекта недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию г.о. Отрадный Самарской области, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов этого муниципального образования, как собственника объекта недвижимости.

Аналогичный правовой вывод сделан в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.09.2009 по делу N А55-17431/2008.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции установили, что в материалы дела не представлено доказательств существования обстоятельств, препятствующих государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

В результате анализа материалов дела судебная коллегия соглашается с выводами судов, находит их основанными на тщательном исследовании представленных сторонами доказательствах, правильном применении норм права.

Доводы регистрирующего органа, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела и были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 по делу N А55-32440/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
Е.П.Герасимова
Судьи
Г.Ю.Газизова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка