ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2010 года Дело N А65-24225/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Муравьева С.Ю., судей Петрова А.Л., Аглиуллиной Е.В.,

при участии представителя:

уполномоченного органа - Гайнутдиновой А.Ф., доверенность от 30.06.2010,

в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы, г. Москва, на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2010 (судья Гильфанова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 (председательствующий судья Радушева О.Н., судьи Серова Е.А., Селиверстова Н.А.)

по делу N А65-24225/2008 по ходатайству Федеральной налоговой службы о произведении процессуального правопреемства по требованию Государственного учреждения региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, по капитализированным платежам в размере 523 425 руб. 05 коп. на Федеральную налоговую службу как уполномоченный орган в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Рунга», Буинский район,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2009 по делу N А65-24225/2008 общество с ограниченной ответственностью «Рунга» признано несостоятельным (банкротом).

Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Фонда социального страхования) 29.06.2009 (по дате поступления заявления в суд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов его требования на сумму 523 425 руб. 05 коп., составляющих капитализированные платежи по возмещению вреда, причиненного здоровью работникам должника Комиссарова Г.Ю. и Скорцовой Т.Н., получивших производственные травмы во время работы на предприятии.

18.11.2009 заявление фонда принято к производству судом первой инстанции после отмены судом апелляционной инстанции определения суда от 10.08.2009 о возвращении данного заявления.

11.11.2009 в суд первой инстанции поступило ходатайство Федеральной налоговой службы о замене Фонда социального страхования на Федеральную налоговую службу как уполномоченный орган в деле о банкротстве полномочный представлять требования государства, основанные на выплате капитализированных платежей.

Определением суда первой инстанции от 18.01.2010 судебное заседание по рассмотрению ходатайства уполномоченного органа отложено на 17.02.2010 с мотивировкой невозможности его рассмотрения до рассмотрения требования, заявленного Фондом социального страхования.

Определением суда первой инстанции от 15.02.2010 заявление Фонда социального страхования удовлетворено, его требование в размере 523 425 руб. 05 коп. включено в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Рунга» (далее - ООО «Рунга»).

Определением суда первой инстанции от 17.02.2010 рассмотрение ходатайства уполномоченного органа опять отложено с мотивировкой невозможности его рассмотрения до вступления в законную силу определения суда первой инстанции от 15.02.2010.

Определением суда первой инстанции от 22.03.2010 в удовлетворении заявления о замене Фонда социального страхования на Федеральную налоговую службу как уполномоченный орган в деле о банкротстве по заявленному Фондом требованию к должнику отказано.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 определение суда первой инстанции от 22.03.2010 оставлено без изменения, апелляционная жалоба уполномоченного органа - без удовлетворения.

В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба просит отменить определение суда первой инстанции от 22.03.2010 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.06.2010 и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что суд не применил подлежащее применению постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», в соответствии с которым интересы Российской Федерации в деле о банкротстве представляет Федеральная налоговая служба, в том числе и по требованиям, основанным на выплате капитализированных платежей. Считает, что суд нарушил и статью 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель Федеральной налоговой службы поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, уточнив, что он просит суд кассационной инстанции отменить обжалованные судебные акты с принятием нового решения об удовлетворении его заявления.

Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 АПК РФ, в судебное заседание не явились.

В суд поступило ходатайство Фонда социального страхования, в котором он не возражает против замены его на Федеральную налоговую службу в порядке процессуального правопреемства.

Проверив законность обжалованных определения и постановления, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Отказывая в удовлетворении ходатайства о замене Фонда социального страхования на Федеральную налоговую службу по заявленным требованиям о включении в реестр требований, основанных на капитализированных платежах, подлежащих уплате должником в связи с причинением вреда здоровью его работников, застрахованных от несчастных случаев на производстве в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», суд первой инстанции, со ссылкой на выводы, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей», указал, что по таким требованиям интересы Российской Федерации в деле о банкротстве уполномочен представлять только Фонд социального страхования Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции поддержал данные выводы суда первой инстанции.

Выводы судов о том, что в деле о банкротстве интересы Российской Федерации по требованиям об уплате должником капитализированных платежей в возмещение вреда, причиненного здоровью работникам должника, застрахованным от несчастных случаев на производстве в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», на момент заявления ходатайства о замене уполномоченного органа, представлять Фонд социального страхования, сделан без учета постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663, которым внесены изменения в постановление правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663 Федеральная налоговая служба наделена полномочиями представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве и по требованиям по выплате капитализированных платежей, вне зависимости от оснований возникновения таких требований.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) интересы Российской Федерации в деле о банкротстве по требованиям об уплате обязательных платежей и по иным денежным требованиям представляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством Российской Федерации. В силу статьи 34 того же Закона именно уполномоченный орган, а не Российская Федерация, является лицом, участвующим в деле о банкротстве.

На момент предъявления Фондов социального страхования его требований к должнику (29.06.2009) Федеральная налоговая служба не была наделена полномочиями, представлять интересы Российской Федерации в деле о банкротстве по требованиям, основанным на уплате должником капитализированных платежей. Такие полномочия возникли у Федеральной налоговой службы с 24.08.2009 - даты публикации постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663. Ходатайство о замене уполномоченного органа было подано 11.11.2009.

Поскольку лицом, участвующим в деле о банкротстве, в силу статьи 34 Закона о банкротстве является именно уполномоченный орган Российской Федерации, а не сама Российская Федерация как публично-правовое образование, замена кредитора производится в порядке статьи 48 АПК РФ.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы по мотивам отсутствия у него полномочий уполномоченного органа Российской Федерации, представляющего интересы Российской Федерации в деле о банкротства по требованиям об уплате должником капитализированных платежей, в том числе и основанных на причинении вреда, причиненного здоровью работникам должника, застрахованным от несчастных случаев на производстве в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Более того, такое заявление в силу статьи 48, 159 АПК РФ должно было быть рассмотрено до разрешения вопроса об обоснованности заявленных уполномоченным органом требований к должнику.

Суд апелляционной инстанции, переписав в своем постановлении мотивировочную часть определения суда первой инстанции, фактически уклонился от оценки доводов Федеральной налоговой службы, изложенных в апелляционной жалобе, несмотря на то, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы была определена судебная практика рассмотрения заявлений уполномоченного органа по требованиям к должнику, основанным на выплате капитализированных платежей, изложенная в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136.

Судами неправильно применены статьи 2, 34 Закона о банкротстве, статья 48 АПК РФ, что влечет отмену обжалованных судебных актов в силу статьи 288 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 по делу N А65-24225/2008 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.

Ходатайство Федеральной налоговой службы удовлетворить.

Заменить Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по заявленным им требованиям к обществу с ограниченной ответственностью «Рунга» о включении в реестр требований кредиторов требований в сумме 523 425 руб. 05 коп, признанных обоснованными определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.02.2010, на Федеральную налоговую службу как уполномоченный орган в деле о банкротстве.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
С.Ю.Муравьев
Судьи
А.Л.Петров
Ф.Г.Аглиуллина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка