ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2010 года Дело N А49-484/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В., судей Мухаметшина Р.Р., Сибгатуллина Э.Т.,

при участии представителя:

заявителя - Елисеевой С.Е., доверенность от 02.11.2009 N 759/юр,

в отсутствие:

ответчика - извещен, не явился,

третьих лиц - извещены, не явились, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Пензенская горэлектросеть», г. Пенза, на решение Арбитражного суда Пензенской области от 09.04.2010 (судья Табаченков М.В) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Юдкин А.А.)

по делу N А49-484/2010

по заявлению закрытого акционерного общества «Пензенская горэлектросеть» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, г. Пенза, о признании недействительными решения и предписания, с участием третьих лиц: закрытого акционерного общества «АКБ «Экспресс-Волга», г. Саратов, Управления по регулированию тарифов, энергоснабжению и размещению государственного заказа Пензенской области, г. Пенза,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Пензенская горэлектросеть» (далее ЗАО «Пензенская горэлектросеть», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее антимонопольный орган) от 14.01.2010 N 2-03/31-2009.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 25.02.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области (далее - управление).

Решением того же суда от 09.04.2010 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган, считая принятые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ЗАО «Пензенская горэлектросеть» поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Антимонопольный орган и третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, участия своего представителя в судебном разбирательстве кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 286 АПК РФ.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ЗАО «Пензенская горэлектросеть» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на территории г. Пензы.

Закрытое акционерное общество коммерческий межотраслевой банк стабилизации и развития «Экспресс-Волга» (далее - ЗАО АКБ «Экспресс Волга», общество) в июне 2009 года обратилось к ЗАО «Пензенская горэлектросеть» с заявлением о технологическом присоединении к электрическим сетям ЗАО «Пензенская горэлектросеть» офиса, расположенного в жилом доме по проспекту Победы, дом 16 в г. Пензе.

ЗАО «Пензенская горэлектросеть» выдало ЗАО АКБ «Экспресс Волга» технические условия от 22.06.2009.

В ответ на обращение ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» от 06.08.2009 ЗАО «Пензенская горэлектросеть» направило проект договора от 12.08.2009, в котором определило размер тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям в размере 80 830 руб. 00 коп. на основании пунктов 3.1 и 3.2 постановления главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 N 326. На иных условиях, касающихся размера указанного выше тарифа, ЗАО «Пензенская горэлектросеть» не выразило согласия заключить договор.

Посчитав требования ЗАО «Пензенская горэлектросеть» необоснованными и ущемляющими его интересы при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: г. Пенза, проспект Победы, дом 16, к электрическим сетям ЗАО «Пензенская горэлектросеть», общество обратилось в антимонопольный орган.

Проведя проверку, антимонопольный орган признал действия ЗАО «Пензенская горэлектросеть» злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями) (далее Федеральный закон от 26.07.2006 N 135 ФЗ).

По данному факту антимонопольный орган в отношении ЗАО «Пензенская горэлектросеть» вынес решение от 14.01.2010 и выдал предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым обязал общество:

в срок до 10.02.2010 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» в результате предъявления необоснованных требований при осуществлении технологического присоединения (подключения) энергопринимающих устройств принадлежащего ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» объекта к сетям ЗАО «Пензенская горэлектросеть»;

в срок до 10.02.2010 исключить из договора от 18.12.2009 N 359 09/Ю, направленного в адрес ЗАО АКБ «Экспресс-Волга», необоснованные требования об оплате технологического присоединения (подключения) в размере, превышающем 550 руб. 00 коп.;

о выполнении предписания письменно сообщить в антимонопольный орган не позднее 15.02.2010 с приложением подтверждающих документов.

При вынесении решения и предписания от 14.01.2010 антимонопольный орган посчитал обоснованным требование ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» о необходимости применения в его отношении платы за технологическое присоединение в размере, не превышающем 550 руб. 00 коп., установленном пунктом 17 правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (в редакции от 21.04.2009), а также приказом управления от 28.04.2009 N 14 (в редакции от 15.09.2009) «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Пензенской области».

Не согласившись с решением и предписанием, ЗАО «Пензенская горэлектросеть» обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что в действиях ЗАО «Пензенская горэлектросеть» усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, в виде навязывания ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» необоснованно завышенного тарифа за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Суд кассационной инстанции считает, что оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, руководствуясь нормами действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для признания недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа не имеется.

Согласно пункту 113 правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

На основании пункта 1.2.20 правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204 (издание 7), электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых источников питания.

Пятиэтажный жилой дом по проспекту Победы 16 в г. Пензе, в котором ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» приобрело нежилое помещение под офис, запитанное напрямую от вводно-распределительного устройства указанного жилого дома, согласно таблице 5.1 СП 31-110-2003 относится к третьей категории степени обеспечения надежности электроснабжения (один источник энергоснабжения). В силу этого для обеспечения заявленной ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» второй категории надежности энергоснабжения требуется проведение реконструкции существующих электрических сетей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон об энергетике) юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается. За технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно и ее размер устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Положением «О Федеральной службе по тарифам», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, в качестве такого органа исполнительной власти определена Федеральная служба по тарифам.

Пунктом 5.3.1.3 указанного положения предусмотрено, что Федеральная служба по тарифам на основании и в порядке, установленными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, уполномочена утверждать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона об электроэнергетике регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется в порядке, определяемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен.

В силу пункту 71 основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Такие методические указания утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2009 N 201-э/1.

Пунктом 24 методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных указанным приказом Федеральной службой по тарифам, установлено, что в случае, если заявитель при технологическом присоединении запрашивает вторую или первую категорию надежности электроснабжения, что требует технологического присоединения к двум независимым источникам энергоснабжения, то размер платы определяется по установленной формуле.

В соответствии с частью 2 пункта 30 правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

На момент обращения ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» в ЗАО «Пензенская горэектросеть» и направления последним оферты на подключение в период июнь-август 2009 года, а также на момент рассмотрения дела антимонопольным органом, отсутствовали утвержденные инвестиционные программы, предусмотренные пунктом 30 правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Индивидуальный тариф также не был установлен. Мероприятия по строительству электрических сетей и другого энергооборудования для электроснабжения жилой застройки в районе проспекта Победы (до школы N 9), от которых планировалось электроснабжение операционного офиса ЗАО АКБ «Экспресс-Волга», были предусмотрены разделом IV инвестиционной программы ЗАО «Пензенская горэлектросеть» на 2007-2009 гг., утвержденной решением Пензенской городской думы от 27.02.2007 N 569-31/4 (строка 6 таблицы 2).

На основании раздела VIII указанной инвестиционной программы источником финансирования для реализации инвестиционной программы была определена плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Тариф на подключение к сетям ЗАО «Пензенская горэлектросеть» был установлен постановлением главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 N 326 «Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса», то есть на 2007-2009 гг. и должен был действовать до окончания срока действия инвестиционной программы до 31.12.2009. Указанное постановление главы администрации не признано незаконным в установленном порядке.

Судебные инстанции правомерно отклонили доводы ЗАО «Пензенская горэлектросеть» о возможности применения тарифа, установленного администрацией г. Пензы на период действия инвестиционной программы, а также возможности урегулирования спора с ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» в судебном порядке в силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 «О применении арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из положений статьи 10 ГК РФ, статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение к распределительным сетям в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в редакции от 25.12.2008) и части 1 статьи 26 Федерального закона об электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Пунктом 17 правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861) предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.

В силу положений законодательства, регулирующего отношения по установлению тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям, единственным полномочным органом в сфере установления тарифов является Федеральная служба по тарифам и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Тариф на 2009 год на технологическое присоединение к электрическим сетям установлен пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, приказом Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 28.04.2009 N 14 (в редакции от 15.09.2009) «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Пензенской области» (далее - приказ от 28.04.2009 N 14) в размере не более 550 руб. 00 коп. за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15кВт включительно. Никаких других критериев определения размера тарифа, таких, как категория уровня надежности электроснабжения, количество источников питания, положения вышеуказанного приказа от 28.04.2009 N 14 не содержат.

В компетенцию органов местного самоуправления установление рассматриваемых тарифов не входит.

В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у заявителя законных оснований руководствоваться постановлением главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 N 326 «Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса» для определения размера тарифа на технологическое присоединение при заключении во втором полугодии 2009 года договора с ЗАО АКБ «Экспресс-Волга».

При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно исходили из того, что в действиях ЗАО «Пензенская горэлектросеть» усматривается совершение действий, имеющих признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, в виде навязывания ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» необоснованно завышенного тарифа за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Довод заявителя о том, что он был обязан руководствоваться постановлением главы администрации г. Пензы от 28.03.2007 N 326 «Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса», ввиду того, что оно действовало, не было отменено, изменено или признано недействительным, судами правомерно отклонен.

Довод о том, что заявленная ЗАО «Пензенская горэлектросеть» вторая категория надежности электроснабжения требует проведения реконструкции существующих электрических сетей, не влияет на законность выводов судов. Приказ от 28.04.2009 N 14 иных условий, необходимых для применения указанной платы к лицам, обращающимся за технологическим присоединением данных энергопринимающих устройств, кроме объема присоединяемой мощности и расстояния от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую подана заявка, не устанавливает. Кроме того, вопрос о наличии технической возможности для обеспечения присоединения к двум независимым источникам питания (что необходимо для второй категории надежности присоединения) имеет значение для решения вопроса о возможности присоединения в принципе по второй категории, а не для определения размера тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом пункт 24 методических указаний, на который ссылается заявитель, в данном случае не подлежит применению, поскольку он касается энергопринимающих устройств, максимальной присоединенной мощностью превышающих 15 кВт.

Иные доводы заявителя, положенные в основу кассационной жалобы, исследовались судами при рассмотрении данного спора по существу.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 АПК РФ, что противоречит требованиям статей 286 и 287 АПК РФ и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах, решение и постановление являются законными и обоснованными, принятыми по всесторонне и полно исследованным обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований к отмене принятых по делу судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 09.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А49-484/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Пензенская горэлектросеть» без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Ф.В.Хайруллина
Судьи
Р.Р.Мухаметшин
Э.Т.Сибгатуллин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка