ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2010 года Дело N А65-3018/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Богдановой Е.В., судей Петрова А.Л., Аглиуллиной Ф.Г.,

в присутствии представителей:

ответчика (Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе) - Королевой Э.А., доверенность от 11.01.2010, Трушиной В.Н., доверенность от 28.10.2010,

в отсутствие:

истца (закрытого акционерного общества «АвтоВАЗсервис») - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань Республики Татарстан, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2010 (судья Абульханова Г.Ф.)

по делу N А65-3018/2010

по заявлению закрытого акционерного общества «АвтоВАЗсервис», г. Глазов Удмуртской Республики, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань Республики Татарстан, о признании недействительными приказов от 30.12.2009 N 11-09-988/кз и от 02.04.2010 N 11-10-215/кз об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций закрытого акционерного общества «АвтоВАЗсервис» в количестве 1500 (одной тысячи пятисот) штук номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп. каждая и обязании Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Вятском регионе России осуществить государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций закрытого акционерного общества «АвтоВАЗсервис» в количестве 1500 штук номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп. каждая,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «АвтоВАЗсервис» (далее - заявитель, ЗАО «АвтоВАЗсервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР России в ВКР, региональное отделение) о признании недействительным приказа регионального отделения от 30.12.2009 N 11-09-988/кз об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «АвтоВАЗсервис» в количестве 1500 штук номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп. каждая и обязании РО ФСФР России в ВКР осуществить государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «АвтоВАЗсервис» в количестве 1500 штук номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп. каждая.

Делу присвоен номер А 65-3018.

Кроме того, ЗАО «АвтоВАЗсервис» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к РО ФСФР России в ВКР о признании недействительными приказов регионального отделения от 30.12.2009 N 11-09-988/кз и от 02.04.2010 N 11-10-215/кз об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «АвтоВАЗсервис» в количестве 1500 штук номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп. каждая и обязании РО ФСФР России в ВКР осуществить государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «АвтоВАЗсервис» в количестве 1500 штук номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп. каждая.

Делу присвоен номер А 65-9205.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.05.2010 дело N А65-9205/2010 в порядке статьи 130 АПК РФ объединено в одно производство с делом N А65-3018/2010 для совместного их рассмотрения, в связи с однородностью заявленных требований, с присвоением делу единого номера N А65-3018/2009.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2010 производство по делу в части требований о признании недействительным приказа регионального отделения от 30.12.2009 N 11-09-988/кз об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «АвтоВАЗсервис» в количестве 1500 штук номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп. каждая прекращено ввиду отказа заявителя от требования в указанной части и принятия отказа судом.

Приказ регионального отделения от 02.04.2010 N 11-10-215/кз об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «АвтоВАЗсервис» в количестве 1500 штук номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп. каждая признан недействительным.

На РО ФСФР России в ВКР возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ЗАО «АвтоВАЗсервис».

В апелляционном порядке законность и обоснованность указанного судебного акта не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, РО ФСФР России в ВКР обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 24.06.2010 отменить, как не соответствующий нормам материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ЗАО «АвтоВАЗсервис» о признании недействительным приказа регионального отделения от 02.04.2010 N 11-10-215/кз об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «АвтоВАЗсервис» в количестве 1500 штук номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп. каждая.

В обоснование жалобы приведены доводы о несогласии с выводами суда, положенными в основание отклонения доводов РО ФСФСР России в ВКР о размещении Обществом акций, а также внесении изменений в устав в части увеличения уставного капитала, в нарушение требований статьи 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ и пункта 1 статьи 12 Закона об акционерных обществах до государственной регистрации выпуска ценных бумаг; несоответствии общей номинальной стоимости акций размеру уставного капитала, установленному учредительным договором.

В суде кассационной инстанции представители РО ФСФР России в ВКР поддержали доводы, изложенные в жалобе.

ЗАО «АвтоВАСсервис», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.

В судебном заседании суд кассационной инстанции от 15.11.2010 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 22.11.2010, по окончании которого судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, ЗАО «АвтоВАЗсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица Постановлением главы местной администрации г. Глазова от 31.08.1993 N 96.

Согласно протоколу собрания учредителей от 1993 N 1 и учредительного договора от 15.07.1993, уставный капитал Общества образуется первоначально в размере 1 500 000 неденоминированных рублей и разделен на 1500 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 неденоминированных рублей каждая. Размер уставного капитала Общество на дату его учреждения соответствовал уровню, установленному действовавшему на тот период времени правовыми актами. На момент учреждения Общества все акции были распределены среди его учредителей (одного юридического лица и десяти физических лиц).

Решением общего собрания акционеров Общества, оформленных протоколом от 22.07.1997 N 7, утверждена новая редакция устава Общества, в соответствии с пунктом 4.1, 4.2. которого уставный капитал Общества составляет 8400 руб., разделен на 1500 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп. каждая. Указанные изменения зарегистрированы Постановлением главы администрации г. Глазова от 06.07.1999 N 167/7.

В дальнейшем, решением общего собрания акционеров Общества, оформленным протоколом от 28.11.2008 N 2, утверждена новая редакция устава Общества, зарегистрированная 17.12.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Удмуртской Республике. Согласно пункту 4.1 вновь утвержденной редакции устава уставный капитал Общества составляет 8400 руб., разделен на момент учреждения на 1500 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп. каждая. На момент регистрации новой редакции устава Общества уставный капитал полностью оплачен (пункт 4.3 устава).

ЗАО «АвтоВАЗсервис» обратилось в РО ФСФР России в ВКР с заявлением о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций общества в количестве 1500 штук номинальной стоимостью 5 (пять) рублей 60 (шестьдесят) копеек, размещенных путем распределения акций среди учредителей акционерного общества.

Уведомлением от 02.04.2010 N 11-10-215/кз РО ФСФР России в ВКР сообщило заявителю о том, что приказом от 02.04.2010 N 11-10-215/кз Обществу было отказано в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг ЗАО «АвтоВАЗсервис». При этом в качестве оснований для отказа РО ФСФР России в ВКР указывалось на то, что:

- в нарушение статьи 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-Ф3) и пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах) Обществом размещены акции до государственной регистрации их выпуска, а также внесены изменения в устав в части увеличения уставного капитала; общая номинальная стоимость акций не соответствует размеру уставного капитала, установленному учредительным договором;

- в нарушение пункта 1 статьи 333. 33 Налогового кодекса Российской Федерации Обществом не в полном размере уплачена государственная пошлина за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг ЗАО «АвтоВАЗсервис»;

- в нарушение пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-Ф3, пункта 1 статьи 64 Закона об акционерных обществах, пунктов 3.2 и 2.4.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии), пунктов 6,9 Приложения 4 (1) к Стандартам эмиссии решение о выпуске акций утверждено неуполномоченным органом управления эмитента - общим собранием акционеров ЗАО «АвтоВАЗсервис», документы для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг ЗАО «АвтоВАЗсервис» представлены позднее 3 месяцев с даты утверждения решения об их выпуске, в пункте 6.1 решения о выпуске акций не указано право акционера на участие в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а право акционера на получение дивидендов не является точным положением п. 6.6 устава ЗАО «АвтоВАЗсервис», не заполнен п. 9 решения о выпуске акций, на титульном листе представленного отчета об итогах выпуска ценных бумаг указано, что данный документ утвержден решением общего собрания акционеров ЗАО «АвтоВАЗсервис» 10.11.2004 года (протокол от 10.11.2004 N 3), то есть неуполномоченным органом управления эмитента в нарушение пункта 2,6.2 Стандартов эмиссии; на титульном листе отчета об итогах выпуска ценных бумаг не указана номинальная стоимость (указана цена) размещенных акций и способ их размещения в нарушение раздела А Приложения 8(1) к Стандартам эмиссии;

- в нарушение пункта 4 Приложения 8(1) к Стандартам эмиссии в п. 4 отчета об итогах выпуска ценных бумаг указана дата заключения учредительного договора ЗАО «АвтоВАЗсервис» (15.07.1993), а не дата государственной регистрации акционерного общества как юридического лица; в нарушение пункта 8 Приложения 8(1) к Стандартам эмиссии не заполнены подпункты «а», «в», «г», «д» пункта 8 отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

- в нарушение пункта 12 Приложения 8(1) к Стандартам эмиссии в п. 12 отчета об итогах выпуска ценных бумаг указаны сведения о лицах, на имя которых в реестре акционеров зарегистрированы акции, составляющие менее, чем 2 % уставного капитала эмитента, и обыкновенные акции, составляющие менее, чем 2 % обыкновенных акций эмитента (по акционерам Домбровскому В.В., Осипову В.В., Воробьевой Г.Н., Куклиной Т.М.), и не указаны доли обыкновенных акций эмитента, принадлежащих лицам, на имя которых в реестре акционеров эмитента зарегистрированы обыкновенные акции, составляющие не менее, чем 2 % обыкновенных акций эмитента (по акционерам Алексееву В.А., Рыбалко В.А., Майкову Л.А.);

- нарушение пункта 13 Приложения 8(1) к Стандартам эмиссии подпункт «а» пункта 13 отчета об итогах выпуска ценных бумаг не заполнен; в подпункте «в» пункта 13 отчета об итогах выпуска ценных бумаг не указана доля обыкновенных акций эмитента, в которые могут быть конвертированы принадлежащие генеральному директору Общества ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции, в процентах от общего количества размещенных обыкновенных акций и количества обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции эмитента;

- в нарушение пунктов 2.4.2, 3.1.1 Стандартов эмиссии Приложения 1(2) представленное Обществом заявление на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг не соответствует требованиям к Стандартам эмиссии, в частности, отсутствуют исходящие номер и дата документа, не указано наименование регистрирующего органа, отсутствует указание на то, что размещенные акции являются именными (именная акция - вид размещенных ценных бумаг), неверно указан способ размещения акций);

- в нарушение пунктов 9,10, 14, 15 Приложения 2(1) к Стандартам эмиссии в пунктах 9,10 анкеты эмитента отсутствуют сведения о количестве юридических лиц, зарегистрированных в реестре акционеров эмитента, не указан субъект Российской Федерации, в котором зарегистрирован акционер Рыбалко В.А.; в п. 14 анкеты указано, что адреса страницы в сети Интернет нет, а сведения о том, что эмитент не обязан раскрывать информацию путем ее опубликования на странице в сети Интернет, отсутствуют; в анкете эмитента отсутствует пункт 15;

- в нарушение пункта 2.4.5 Стандартов эмиссии не представлена копия бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный год и за последний квартал, предшествующие дате представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов истек, а также в связи с обнаружением признаков недостоверной информации, приведенной в представленных документах (согласно представленной копии учредительного договора ЗАО «АвтоВАЗсервис» от 15.07.1993 на момент создания эмитента его уставный капитал составлял 1500 рублей; однако, документы ЗАО «АвтоВАЗсервис» представлены на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг в количестве 1500 штук номинальной стоимостью 5 руб. 60 коп., размещенных среди учредителей акционерного общества, то есть общая номинальная стоимость акций не соответствует размеру уставного капитала эмитента, установленному учредительным договором. Из титульного листа решения о выпуске акций следует утверждение данного документа 10.11.2004 (протокол общего собрания акционеров ЗАО «АвтоВАЗсервис» от 10.11.2004 N 3); однако, представленная копия протокола общего собрания акционеров ЗАО «АвтоВАЗсервис» от 10.11.2004 N 3 не отражает принятие решения об утверждении решения о выпуске акций; на титульном листе представленного отчета об итогах выпуска ценных бумаг указано, что данный документ утвержден решением общего собрания акционеров ЗАО «АвтоВАЗсервис» 10.11.2004 (протокол от 10.11.2004 N 3), однако, представленная копия протокола общего собрания акционеров ЗАО «АвтоВАЗсервис» от 10.11.2004 N 3 не отражает принятие решения об утверждении отчета об итога выпуска ценных бумаг; в п. 7 отчета об итогах выпуска ценных бумаг неверно указана цена размещения акций эмитента (указана общая номинальная стоимость выпуска).

ЗАО «АвтоВАЗсервис», считая, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.

Выполняя требования части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 АПК РФ, суды обоснованно включили в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствия (несоответствия) оспариваемого акта действующему законодательству, наличия полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемого акта, лежит на органе, его принявшем (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на лице, оспаривающем этот акт (статья 65 Кодекса).

Отношения, связанные с выпуском эмиссионных ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ и Стандартами эмиссии.

Пунктами 3, 5 статьи 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг» закреплена обязанность РО ФСФР России в ВКР осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации. При этом РО ФСФР России в ВКР отвечает только за полноту информации, содержащейся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а не за ее достоверность.

Согласно статье 21 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ и п. 2.4.16 Стандартов эмиссии основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг являются:

- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

- внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Отклоняя доводы РО ФСФР России в ВКР о размещении Обществом акций, а также внесении изменений в устав в части увеличения уставного капитала, в нарушение требований статьи 24 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ и пункта 1 статьи 12 Закона об акционерных обществах до государственной регистрации выпуска ценных бумаг; несоответствии общей номинальной стоимости акций размеру уставного капитала, установленному учредительным договором, носящих, согласно пояснениям представителей РО ФСФР России в ВКР в суде кассационной инстанции, по сравнению с прочими основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг ЗАО «АвтоВАЗсервис», неустранимый характер, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 174-ФЗ) выпуски акций, размещенные до вступления в силу Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственная регистрация выпусков акций, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится одновременно с государственной регистрацией отчетов об итогах выпуска этих акций (часть 2).

В соответствии с частью 3 статьи 1 настоящего Закона регистрирующий орган обязан провести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций или принять мотивированное решение об отказе в их государственной регистрации в срок не позднее 60 дней с даты получения всех необходимых документов. Решение об отказе в государственной регистрации выпуска акций принимается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ, за исключением случая нарушения акционерным обществом - эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах в части запрета на размещение акций до государственной регистрации их выпуска.

Согласно пункту 4 статьи 1 названного Закона владельцами ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых осуществлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, признаются лица, которым ценные бумаги принадлежат на момент такой государственной регистрации. Сделки, на основании которых владельцы ценных бумаг приобрели ценные бумаги, не могут быть признаны недействительными в связи с отсутствием государственной регистрации. Поскольку ценные бумаги размещены до вступления в силу Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (при учреждении Общества в 1993 году), отсутствие их государственной регистрации не могло являться препятствием для принятия решения об увеличении уставного капитала и номинальной стоимости акций Общества.

Таким образом, Федеральным законом от 10.12.2003 N 174-ФЗ установлен особый порядок признания и удостоверения прав владельцев бездокументарных ценных бумаг по сравнению с нормами Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (статьи 28, 29).

Кроме того, положениями статьи 21 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ установлен исчерпывающий перечень для отказа в государственной регистрации впуска эмиссионных ценных бумаг и в нем не предусмотрена возможность отказа в государственной регистрации выпуска акций на основании оценки РО ФСФР России в ВКР сведений о размере уставного капитала, указанных в зарегистрированном уставе Общества, а также законности внесения в учредительные документы организации соответствующих изменений.

При этом, учитывая фактические обстоятельства дела (совет директоров в Обществе при его создании, как орган управления, сформирован по количественному составу не был; общим собранием акционеров принято решение о передаче функций Совета директоров общему собранию акционеров, а также о выпуске акций и утверждении решения о выпуске и отчета об итогах выпуска акций для государственной регистрации), арбитражным судом также были отклонены доводы РО ФСФР России в ВКР об утверждении решения о выпуске акций неуполномоченным органом эмитента - общим собранием акционеров.