• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 декабря 2010 года Дело N А65-9868/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Баширова Э.Г., судей Афанасьева И.Н., Мосунова С.В.,

при участии представителей:

заявителя - Алмаева В.Е. (доверенность от 22.11.2010 N 53),

заинтересованного лица - Беспаловой Е.В. (доверенность от 20.11.2009 N 5Д-р), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2010 (судья Воробьев Р.М.)

по делу N А65-9868/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице отдела по Пестричинскому району об оспаривании постановления от 16.04.2010 N 63 о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице отдела по Пестричинскому району (далее - административный орган) об оспаривании постановления от 16.04.2010 N 63 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2010 заявленные требования удовлетворены.

В суде апелляционной инстанции законность решения суда первой инстанции не проверялась.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, административный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Заявителем кассационной жалобы отмечается, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков. Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не разрешено строительство и эксплуатация автогазозаправочных станций на землях сельскохозяйственного назначения. Автогазозаправочная станция может располагаться на земельном участке, относящемся к категории земель промышленности, а не на землях категории сельскохозяйственного назначения.

Представленный обществом в судебное заседание кадастровый план спорного земельного участка, в котором указана категория земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики… и иного специального назначения» - вызывает сомнение в подлинности, так как в архиве имеется лишь кадастровый паспорт на вышеназванный земельный участок, в котором значится категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения».

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

Из материалов дела видно, что административным органом на основании распоряжения от 23.03.2010 N 35 проведена плановая проверка соблюдения земельного законодательства обществом на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Пестречинский район, Кощаковское сельское поселение, 830 км автодороги «М-7 Волга» Москва-Уфа, о чем составлен акт от 16.04.2010 N 20.

В ходе проверки административный орган установил, что в нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером N 16:33:080514:21 общей площадью 800 кв.м. используется обществом не по целевому назначению - под размещение автомобильной газозаправочной станции.

По результатам проверки административный орган составил предписание от 16.04.2010 N 63 об устранении выявленных нарушений и протокол об административном правонарушении от 16.04.2010, на основании которого вынес постановление от 16.04.2010 N 63 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Ответственность по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно статьям 25, 26, 29 Земельного кодекса Российской Федерации права землепользователя на земельный участок возникают после вынесения соответствующего решения органом исполнительной власти и выдачи документов, удостоверяющего право пользования земельным участком.

В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельный участок удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В тоже время, по смыслу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть истолкованы в пользу последнего.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. В статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке определенном главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Общество в судебное заседание представило кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 23.04.2008 на земельный участок N 16:33:080514:21 где в графе категория земель указано, что данный земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Запись о том, что указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, в кадастровом паспорте отсутствует.

Доказательств того, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, на основании которых можно было сделать вывод об использовании обществом земельного участка не по целевому назначению, административным органом не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Таким образом, вопреки требованиям части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающей бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, на административный орган, последний не представил бесспорных доказательств совершения правонарушения обществом.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая представленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии вины общества, признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.

Довод заявителя кассационной жалобы о недостоверности представленных в материалы дела обществом сведений о категории земель судом кассационной инстанции не может быть принят в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как кадастровый паспорт земельного участка был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и ему была дана надлежащая оценка.

Принимая во внимание изложенное, вывод суда первой инстанции является правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству, оснований для его отмены или изменения кассационная инстанция не находит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2010 по делу N А65-9868/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
Э.Г.Баширов
Судьи
И.Н.Афанасьев
С.В.Мосунов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-9868/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 07 декабря 2010

Поиск в тексте