• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 декабря 2010 года Дело N А65-3533/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хакимова И.А., судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,

в отсутствие:

заявителя - извещен, не явился,

ответчика - извещен, не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2010 (судья Логинов О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Холодная С.Т., Марчик Н.Ю.)

по делу N А65-3533/2010

по заявлению закрытого акционерного общества «Гарант-Софт», г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 28.12.2009 об отказе в осуществлении возврата переплаты,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Гарант-Софт» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 28.12.2009 об отказе в осуществлении возврата переплаты.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010, заявленные требования удовлетворены частично.

Решение налогового органа от 28.12.2009 N 4144 в части отказа в возврате 11 552 руб. 25 коп. переплаты признано незаконным, инспекция обязана возвратить обществу сумму переплаты в размере 11 552 руб. 25 коп.

В остальной части в удовлетворении заявления обществу отказано.

Не согласившись с вынесенными судебными актами в части признания незаконным решения, инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции в указанной части.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, общество 24.12.2009 обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате 34 207,57 руб. переплаты по налогу на добавленную стоимость.

Налоговый орган уведомлением от 28.12.2009 N 27502 сообщил обществу о возврате 14182,11 руб., а решением от 28.12.2009 N 4144 отказал обществу в возврате 20 025,46 руб. переплаты, мотивировав данный отказ тем, что заявление подано по истечении трех лет с момента уплаты налога.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суды правомерно исходили из следующего.

В подпункте 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

По данному делу судами при принятии решения учтены положения пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», в котором указано, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. А в отношении возврата сумм переплаты, образовавшейся в период до 01.01.2007, должна применяться прежняя редакция статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 78 НК РФ (в ранее действующей редакции) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком (пункт 3).

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности) (пункт 7).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8).

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ (пункт 9).

В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо не получения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По данному делу судами установлено следующее. По данным налогового органа оспариваемая переплата в размере 20 025,46 руб. уплачена заявителем платежными поручениями. Налоговый орган по заявлению налогоплательщика 30.01.2006 выдал справку о состоянии расчетов по налогам и сборам (форма N 39-1) по состоянию на 17.01.2006, в которой содержалась информация о переплате по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 8473,21 руб. Справка получена заместителем директора общества Шайхутдиновым Т.Н. Указанные обстоятельства ни заявителем, ни налоговым органом не оспариваются.

Налоговым органом по заявлению налогоплательщика выданы справки о состоянии расчетов по налогам и сборам (форма N 39-1): от 17.02.2007 по состоянию на 30.01.2007 о переплате по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 23 177,04 руб., по состоянию на 11.05.2007 о переплате по НДС в размере 27 904,41 руб., по состоянию на 09.10.2007 о переплате по НДС в размере 34 207,57 руб.

Таким образом, переплата в размере 34 207,57 руб., за возвратом которой общество обратилось в налоговый орган, образовалась нарастающим итогом, следовательно, 20 025,46 руб. спорной переплаты являются составной частью переплаты, указанной в справке по состоянию на 30.01.2007 (23 177,04 руб.), а 8473,21 руб. переплаты, указанной в справке по состоянию на 17.01.2006, являются составной частью 20 025,46 руб. спорной переплаты.

Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.

При определении момента, с наступлением которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Для реализации налогоплательщиком указанных положений Кодекса и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт (пункт 3 статьи 78 Кодекса).

В данном случае, учитывая в совокупности изложенные обстоятельства, суды указали, что получение обществом справок о состоянии расчетов с бюджетом, подтверждающих наличие у него сумм переплаты по НДС, должно рассматриваться в качестве момента, с которого исчисляется трехлетний срок для обращения в суд за защитой своего нарушенного права.

Поскольку о наличии переплаты в размере 8473,21 руб. общество узнало 30.01.2006 из справки от 17.01.2006, в налоговый орган за возвратом переплаты, в том числе спорных 20 025,46 руб., общество обратилось 24.12.2009, а в Арбитражный суд Республики Татарстан общество обратилось 17.02.2010, то в отношении переплаты в размере 8473,21 руб. обществом пропущен трехлетний срок на обращение в суд.

При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении требований в части отказа в возврате переплаты в сумме 8473,21 руб.

На основании изложенного коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и направленными на переоценку установленных судом обстоятельств. В связи с чем коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу N А65-3533/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
И.А.Хакимов
Судьи
Ф.Г.Гарипова
М.В.Егорова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-3533/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 08 декабря 2010

Поиск в тексте