• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2011 года Дело N А65-9890/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 января 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хайбулова А.А., судей Федоровой Т.Н., Ананьева Р.В.,

при участии представителей:

заявителя - Исламова Э.Р., доверенность от 28.12.2010 б/н,

ответчика - Карасевой А.А., доверенность от 30.12.2010 N 1-30/12134, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов В.В., Засыпкина Т.С.)

по делу N А65-9890/2010

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВУМН» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании незаконным отказа от рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, выраженного в письме от 07.04.2010 N 1-30/2906,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ВУМН» (далее - заявитель, ООО «ВУМН», общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - ответчик, Минземимущество РТ) о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства ООО «ВУМН» о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, выраженного в письме от 07.04.2010 N 1-30/2906; об обязании ответчика рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию с принятием акта в порядке пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон N 172-ФЗ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2010 в удовлетворении требования отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 решение отменено. Заявление общества удовлетворено. Признан незаконным отказ Минземимущества РТ в рассмотрении ходатайства ООО «ВУМН». Суд обязал Минземимущество РТ рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию с принятием в течение двухмесячного срока акта в порядке пункта 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ.

В кассационной жалобе Минземимущество РТ просит состоявшееся по делу постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что ООО «ВУМН» является собственником земельного участка общей площадью 18268 кв.м., кадастровый номер 16:30:050601:0009, расположенного на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли иного специального назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2007 серии 16-АА N 349491.

Общество обратилось в Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о выборе земельного участка и предварительным согласованием места размещения объекта на земельном участке для расширения установки предварительного сброса воды (далее - УПСВ), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:30:050601:0009.

Постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 19.12.2008 N 1072 утвержден проект границ земельного участка площадью 6000 кв.м., расположенного по адресу: Нижнекамский муниципальный район; утвержден акт выбора от 28.10.2008 N 125 данного земельного участка; ООО «ВУМН» предварительно согласовано место расширения объекта для расширения УПСВ на земельном участке площадью 6000 кв.м., расположенном по адресу: Нижнекамский муниципальный район, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, в соответствии с актом выбора земельного участка; согласован перевод испрашиваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли иного специального назначения.

30.03.2010 ООО «ВУМН» обратилось в Минземимущество РТ с ходатайством о переводе земельного участка общей площадью 0,6 га с кадастровым номером 16:30:050601:443, относящегося к землям государственной собственности, из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли иного специального назначения, для расширения УПСВ.

К ходатайству обществом были приложены документы в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2006 N 523 «Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов», землеустроительное дело, что подтверждается распиской ответчика о получении указанных документов.

Письмом от 07.04.2010 N 1-30/2906 ответчик возвратил заявителю землеустроительное дело, указав, что в акте выбора земельного участка не рассмотрена вариантность размещения объекта и отсутствует обоснование выбора варианта.

Считая, что в указанном письме фактически содержится незаконный отказ Минземимущества РТ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик правомерно, в соответствии со статьей 3 Закона N 172-ФЗ, отказал в рассмотрении ходатайства, поскольку к ходатайству приложен акт выбора земельного участка, содержание которого не соответствует требованиям земельного законодательства. Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено рассмотрение вариантов размещения объекта, которых должно быть более одного, и их указание в акте выбора. Кроме того, письмо от 07.04.2010 N 1-30/2906 не содержит отказа заявителю в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Следовательно, оспариваемое действие, выраженное в указанное письме, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает препятствий для осуществления указанной деятельности и не возлагает на него какие-либо обязанности.

Апелляционный суд обоснованно не согласился с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно части 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если к ходатайству приложены документы, не соответствующие по составу, форме или содержанию требованиям земельного законодательства. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по установленным названной частью основаниям, возвращается заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

В силу части 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ в случае рассмотрения ходатайства по существу исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается одно из следующих решений: либо акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Из анализа содержания письма от 07.04.2010 N 1-30/2906 следует, что обществу отказано в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка в другую категорию земель со ссылкой на то, что в акте выбора земельного участка не рассмотрена вариантность размещения объекта и отсутствует обоснование выбора варианта.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2006 N 523 утверждены форма ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Пунктом 8 состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, утвержденного вышеуказанным постановлением, предусмотрено предоставление решения уполномоченных органов о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением акта выбора земельного участка.

Как следует из материалов дела, заявителем к ходатайству (от 29.03.2010 исх. N 40) был приложен акт выбора земельного участка от 28.10.2008 N 125, в котором имеется указание на отсутствие иных вариантов, так как расширение осуществляется по проектной документации и неотъемлемо от УПСВ, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:30:050601:0009.

Таким образом, уполномоченным органом местного самоуправления рассмотрена вариантность выбора размещения объекта, по результатам рассмотрения которой сделан вывод об отсутствии иных вариантов выбора в связи с расширением уже существующего объекта. Данный вывод не противоречит ни положениям пункта 5 статьи 31 ЗК РФ, в котором указано на возможные варианты выбора земельных участков, ни положениям пункта 4 части 1 статьи 7 Закона N 172 ФЗ, согласно которым перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

С учетом изложенного, а также, принимая во внимание то, что акт выбора земельного участка от 28.10.2008 N 125 был утвержден постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 19.12.2008 N 1072 «О предварительном согласовании места размещения объекта», которое является действующим и не признано в установленном порядке недействительным, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что отказ ответчика в рассмотрении ходатайства общества, содержащийся в письме от 07.04.2010 N 1-30/2906, не соответствует требованиям Закона N 172-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования ООО «ВУМН».

Доводы кассационной жалобы о том, что отсутствие вариантов размещения объекта является нарушением статьи 31 ЗК РФ, а также о том, что письмо Минземимущества РТ от 07.04.2010 N 1-30/2906 не содержит отказа заявителю в переводе земельного участка и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежат отклонению судом кассационной инстанции. Надлежащая оценка данным доводам как не соответствующим установленным по делу обстоятельствам и основанным на неправильном применении норм материального права, дана судом апелляционной инстанции.

Вместе с тем, следует признать обоснованным довод кассационной жалобы о том, что, возлагая на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обязанность по рассмотрению ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию с принятием в течение двухмесячного срока акта в порядке пункта 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ, апелляционный суд не принял во внимание то, что, в соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2006 N 523 «Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов», а также в соответствии с пунктом 3.3.25 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2007 N 407 «Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан» названное Министерство осуществляет рассмотрение ходатайств и подготавливает проекты правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую территорию либо актов об отказе в таком переводе. Принятие соответствующих актов не входит в компетенцию Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

В силу статьи 8 Земельного кодекса Республики Татарстан, пункта 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ полномочиями по принятию решений о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую обладает Кабинет Министров Республики Татарстан.

С учетом изложенного, постановление апелляционного суда подлежит изменению в части, предписывающей Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

В остальной части обжалуемое постановление апелляционного суда остается без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 по делу N А65-9890/2010 изменить, изложив абзац 4 резолютивной части постановления в следующей редакции: «Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию с подготовкой проекта акта в порядке пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 по делу N А65-9890/2010 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Хайбулов А.А.
Судьи
Федорова
Т.Н.Ананьев
Р.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-9890/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 25 января 2011

Поиск в тексте