• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2011 года Дело N А57-7001/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Меленьтевой Р.Р., судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Русресурс» - Мокеевой О.А., доверенность от 08.04.2011 N 21,

закрытого акционерного общества «ОЛЕОНАФТА» - Мокеевой О.А., доверенность от 08.04.2011 N 15,

комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» - Берестовской С.А., доверенность от 11.01.2011 N 02-02/3,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по управлению имуществом Саратовской области, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2010 (судья Духовнова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Агибалова Г.И., Самохвалова А.Ю.)

по делу N А57-7001/2010 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русресурс» (ИНН: 6452087128, ОГРН: 1036405049823), закрытого акционерного общества «ОЛЕОНАФТА» (ИНН: 7702312740, ОГРН: 1027739221377) к комитету по управлению имуществом Саратовской области, комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица: администрация муниципального образования «Город Саратов», министерство финансов Саратовской области, о взыскании неосновательного обогащения в сумме 5 780 488 рублей,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Русресурс» (далее - ООО «Русресурс», истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к комитету по управлению имуществом Саратовской области (далее - комитет по управлению имуществом, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 5 780 488 рублей, выдаче справки на возврат государственной пошлины в размере 51 902,44 рублей.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 18.06.2010 по ходатайству комитета по управлению имуществом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования «Город Саратов» и министерство финансов Саратовской области.

Закрытое акционерное общество «ОЛЕОНАФТА» (далее - ЗАО «ОЛЕОНАФТА», истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к комитету по управлению имуществом о взыскании неосновательного обогащения в размере 779 854, 16 рублей, выдаче справки на возврат государственной пошлины в размере 18 597, 08 рублей.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 28.07.2010 дела по искам ООО «Русресурс» и ЗАО «ОЛЕОНАФТА» о взыскании неосновательного обогащения с комитета по управлению имуществом и выдаче справок на возврат государственной пошлины объединены в одно производство.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 27.08.2010 по ходатайству истцов к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - комитет по финансам, ответчик).

Суд первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял уточнение размера исковых требований в части взыскания неосновательного обогащения: с муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по финансам в пользу ООО «Русресурс» 80% неосновательного обогащения в размере 4 624 390, 40 рублей; с Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в лице комитета по управлению имуществом в пользу ООО «Русресурс» 20% неосновательного обогащения в размере 1 156 097, 60 рублей (что в суммарном выражении составляет искомую сумму в размере 5 780 488 рублей); с муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по финансам в пользу ЗАО «ОЛЕОНАФТА» 80% неосновательного обогащения в размере 623 883, 33 рублей; с Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в лице комитета по управлению имуществом в пользу ЗАО «ОЛЕОНАФТА» 20% неосновательного обогащения в размере 155 970, 80 рублей (что в суммарном выражении составляет искомую сумму в размере 779 854,16 рублей).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010, исковые требования ООО «Русресурс» и ЗАО «ОЛЕОНАФТА» удовлетворены в полном объеме.

Комитет по финансам и комитет по управлению имуществом, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части взыскания сумм неосновательного обогащения, обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представитель комитета по финансам в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель ООО «Русресурс» и ЗАО «ОЛЕОНАФТА» в судебном заседании суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены.

Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании распоряжения комитета по управлению имуществом от 05.02.2008 N 747-р между комитетом по управлению имуществом, ООО «Русресурс» и ЗАО «ОЛЕОНАФТА» заключен договор купли-продажи N 128 от 21.03.2008 земельного участка площадью 42 454 кв.м, кадастровый номер 64:48:03 03 34:0023, по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, 109, занимаемого объектами недвижимого имущества, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка N 48/08/2243 от 21.02.2008, являющемся приложением к договору.

Выкупная цена земельного участка по договору купли-продажи установлена в размере 9 840 837, 20 рублей.

Доля в праве общей долевой собственности земельного участка ООО «Русресурс» составляет 3740554/4245400, цена выкупа за земельный участок в договоре купли-продажи составляет 8 670 604, 17 рублей.

Доля в праве общей долевой собственности земельного участка ЗАО «ОЛЕОНАФТА» составляет 504846/4245400, цена выкупа за земельный участок в договоре купли-продажи составляет 1 170 233, 33 рублей.

Цена земельного участка по договору купли-продажи определена на основании постановления Правительства Саратовской области N 413-П от 27.11.2007 «О порядке определения цены земельных участков и их оплаты», решения Саратовской городской Думы от 27.10.2005 N 63-615 «О земельном налоге», постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области».

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области N 413-П от 27.11.2007 «О порядке определения цены земельных участков и их оплаты» цена земельного участка при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), определяется в размере пятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

ООО «Русресурс» и ЗАО «ОЛЕОНАФТА», посчитав, что комитет по управлению имуществом при определении цены выкупа земельного участка не учел их право на установление льготной стоимости выкупа как собственников зданий и сооружений, расположенных на этом земельном участке, которые были отчуждены из государственной собственности, не применил Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ от 25.10.2001) и в связи с этим превысил фактическую стоимость земельного участка, обратились в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно пункту 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Согласно статье 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка (пункт 1). До 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (пункт 2).

В соответствии с законом Саратовской области «О земле» от 21.05.2004 N 23-3СО, постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 N 413-П «О порядке определения цены земельных участков и их оплаты» на момент выкупа земельного участка был установлен следующий порядок определения цены земельных участков: - цена земли при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 ЗК РФ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления), земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, лицам, являющимся собственниками зданий строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере пятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (пункт 1 постановления); - цена земли при продаже коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка (пункт 2 постановления).

Таким образом, субъектом применения льготного порядка расчетов являются собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

При приобретении в собственность земельного участка по цене, установленной в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001, достаточным критерием установления прав собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.

Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора по настоящему делу, всесторонне и полно в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, установили, что принадлежащие ООО «Русресурс» и ЗАО «ОЛЕОНАФТА» объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, 109, отчуждены из государственной собственности в результате приватизации открытого акционерного общества «Саратоврезинотехника» (далее - ОАО «Саратоврезинотехника») и впоследствии приобретены истцами.

Поскольку принадлежащие ООО «Русресурс» и ЗАО «ОЛЕОНАФТА» объекты недвижимости отчуждены из государственной собственности, суды пришли к правильному выводу о возникновении у последних исключительного права на приобретение в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, отчужденные из государственной собственности, по льготной цене.

Доказательства иного в материалах дела отсутствуют.

Суды также установили, что пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ, приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 не предусмотрена обязанность заявителей при подаче заявления о приобретении прав на земельный участок представить такие документы, как план приватизации и документы, содержащие сведения о первоначальном собственнике объектов недвижимости, отчужденных из государственной собственности; к тому же подлинный план приватизации ОАО «Саратоврезинотехника» находится в комитете по управлению имуществом.

При этом суды правильно признали не подлежащим применению письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.07.2008 N Д08-2162.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций установили, что комитет по управлению имуществом при определении цены выкупа спорного земельного участка должен был руководствоваться статьей 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001; пунктом 1.1 статьи 36 ЗК РФ, пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области N 413 П от 27.11.2007, устанавливающими льготный порядок выкупа земельного участка.

Учитывая, что договор купли-продажи N 128 от 21.03.2008 исполнен сторонами, зарегистрировано право общей долевой собственности ООО «Русресурс» и ЗАО «ОЛЕОНАФТА» на земельный участок, суды пришли к обоснованному выводу о том, что неправильное указание сторонами размера выкупной стоимости земельного участка не влечет недействительности всей сделки, поскольку цена договора должна определяться в соответствии с законом.

Суды, также установив, что в результате неприменения комитетом по управлению имуществом императивных норм о конкретных условиях определения стоимости земельного участка цена земельного участка по договору купли-продажи N 128 от 21.03.2008 превысила фактическую стоимость земельного участка на 6 560 342, 33 рублей, правильно признали указанную сумму неосновательным обогащением.

Согласно ответу управления Федерального казначейства по Саратовской области от 11.08.2010 N 14-18/2997 на запрос Арбитражного суда Саратовской области от 03.08.2010 N 7001/7070/10 по данному делу платежные поручения N 11 от 17.03.2008 на сумму 1 170 233, 03 рублей и N 640 от 17.03.2008 на сумму 8 670 604, 17 рублей были учтены управлением по коду бюджетной классификации 01511406012040000420 в соответствии с реквизитами, указанными в платежных поручениях, и перечислены по нормативам, установленным статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации: 20% - в областной бюджет, 80% - в бюджет городского округа.

Поскольку обязанность по возврату излишне поступивших неналоговых платежей возложена на администратора, совершившего действия, за которые уплачена сумма, подлежащая возврату, то есть на комитет по управлению имуществом, то суды пришли к правильному выводу о взыскании в пользу ООО «Русресурс» и ЗАО «ОЛЕОНАФТА» неосновательного обогащения в размере 20% от сумм, уплаченных по договору N 128 от 21.03.2008, с Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в лице комитета по управлению имуществом.

Приняв во внимание полномочия комитета по финансам выступать в суде от имени муниципального образования «Город Саратов» и исполнять судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города, суды пришли к обоснованному выводу о взыскании в пользу ООО «Русресурс» и ЗАО «ОЛЕОНАФТА» неосновательного обогащения в размере 80% от сумм, уплаченных по договору N 128 от 21.03.2008, с муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в лице комитета по финансам.

Аналогичная правовая позиция отражена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2010 N ВАС-7797/10 по делу N А57-3585/09.

Доводы, приведенные в кассационных жалобах комитета по финансам и комитета по управлению имуществом, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального, процессуального права, подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу N А57-7001/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
Р.Р.Меленьтева
Судьи
Р.В.Ананьев
А.Ф.Фатхутдинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А57-7001/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 19 апреля 2011

Поиск в тексте