• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2011 года Дело N А06-4764/2010

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хайбулова А.А., судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,

в отсутствие: истца извещен, не явился, ответчика извещен, не явился, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Казимагомедовой Наифат Селимовны, с. Батаевка, на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011

по делу N А06-4764/2010 по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Казимагомедовой Найфат Селимовны, с. Батаевка, с участием заинтересованных лиц: Муниципального образования «Ахтубинский район», г. Ахтубинск, Муниципального образования «Батаевский сельский совет», с. Батаевка, о признании отказа заместителя главы Муниципального образования «Ахтубинский район» Мищенко И.А. от 29.06.2010 в выделение в аренду земельного участка неправомерным,

УСТАНОВИЛ:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Казимагомедова Наифат Селимовна (далее глава КФХ Казимагомедова Н.С., заявитель) обратилась в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным отказа заместителя главы муниципального образования «Ахтубинский район» (далее - МО «Ахтубинский район») в предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. В качестве заинтересованного лица заявителем также указано муниципальное образование «Батаевский сельский совет» (далее - МО «Батаевский сельсовет»).

Решением арбитражного суда от 28.10.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011, в удовлетворении заявления главы КФХ Казимагомедовой Н.С. отказано.

В кассационной жалобе глава КФХ Казимагомедова Н.С. просит решение от 28.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 отменить, как несоответствующее нормам материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение, указывая, что спор возник только по 15 га земельного участка, решением суда отказано в признании незаконным отказа МО «Ахтубинский район» от 29.06.2010 в выделении земельного участка из земель с/х назначений 18 га в связи с резервированием для муниципальных нужд. Нельзя считать зарезервированными земли до опубликования решения об этом, суд не оценил все обстоятельства.

В отзыве на кассационную жалобу МО «Ахтубинский район» считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, указывая, что заявленный главой КФХ Казимагомедовой Н.С. земельный участок расположен в границах обжалованного участка, который имеет стратегическое назначение в период весеннего половодья и будет зонирован под развитие территории поселения. Ахтубинский городской суд обязал МО «Батаевский сельсовет» оформить право собственности на гидротехническое сооружение. Советом МО «Батаевский сельсовет» принято решение о резервировании земельных участков, граничащих с водооградительным валом в с. Батаевка, которое было опубликовано в газете «Ахтубинская правда». Земельный участок, на который претендует заявитель, является единственным пастбищем для выпаса скота жителями с. Батаевка.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса ,Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Казимагомедова Н.С. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 07.04.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 30 N 001220575.

12.05.2010 глава КФХ Казимагомедова Н.С. обратилась к главе МО «Ахтубинский район» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 3,0107 га для выращивания сельскохозяйственных культур, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в районе Сережкина яма у с. Батаевка Ахтубинского района (л.д. 17).

Данное заявление 12.05.2010 было согласовано с главой МО «Батаевский сельсовет» Татариновым В.В. и в тот же день отписано главой МО «Ахтубинский район» для рассмотрения в комитет имущественных и земельных отношений.

Постановлением от 01.06.2010 N 783 глава МО «Ахтубинский район» утвердил схему расположения земельного участка по формированию вновь образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у с. Батаевка Ахтубинского района площадью 3,0107 га и поручил Комитету имущественных и земельных отношений провести землеустроительные работы по отграничению земельного участка в натуре, а также поставить его на кадастровый учет (л.д. 12).

10.06.2010 глава КФХ Казимагомедова Н.С. в заявлении от 12.05.2010 сделала дописку в виде просьбы предоставить также ей участок площадью 15 га под пастбище для выпаса крупного рогатого скота. Правильность дописки заверена исполняющим обязанности главы администрации МО «Батаевский сельсовет» Карпенко Н.Г.

Главой муниципального образования «Батаевский сельсовет» Татриновым В.В. 11.06.2010 принято решение N 30, согласно которому зарезервировать земельные участки, расположенные в границах водооградительного вала села Батаевка, и земельные участки, используемые жителями указанного села под посадку картофеля. Решение мотивировано тем, что указанные земельные участки имеют стратегическое назначение в период весеннего половодья (л.д. 13).

Письмом от 29.06.2010 исх. N 121-сх заместитель главы администрации МО «Ахтубинский район» Мищенко И.А. сообщил главе КФХ Казимагомедовой Н.С. о невозможности предоставления в аренду земельного участка площадью 18 га в связи с его резервированием на основании решения Совета муниципального образования «Батаевский сельсовет» от 11.06.2010 N 30. При этом, заявителю сообщено о возможности предоставления в аренду земельного участка площадью 3,0107 га согласно схеме расположения земельного участка, утвержденного постановлением главы МО «Ахтубинский район» от 01.06.2010 N 783 (л.д. 16).

Полагая отказ в предоставлении в аренду земельного участка незаконным, глава КФХ Казимагомедова Н.С. обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 ЗК РФ.

Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон N 74-ФЗ). Реализация данного права в силу статьи 27 ЗК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и главой 14 ЗК РФ.

В силу статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон N 101-ФЗ) передача в аренду земель сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

В соответствии со статьями 29, 34 ЗК РФ, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до разграничения права государственной собственности на землю распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно статье 11 Закона N 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ, согласно пункту 1 которой граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).

Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).

Из анализа вышеприведенных норм следует, что порядок и правила предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство регламентируются не только положениями Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, но и положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, свое решение мотивировал тем, что сообщение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 18 га в районе с. Батаевка Ахтубинского района администрацией МО «Ахтубинский район» в средствах массовой информации не публиковалось. Публикация сообщения о предоставлении в аренду земельных участков является публичным предложением (офертой) к заключению договора, адресованным неопределенному кругу лиц. И только после предварительной публикации лицо, уполномоченное распоряжаться земельными участками, рассматривает заявления (заявление) о заключении договора аренды посредством проведения конкурса (аукциона) при поступлении нескольких заявлений, или с единственным лицом, обратившимся для заключения договора.

Иного порядка предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для крестьянских (фермерских) хозяйств, ни Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ, ни Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

МО «Батаевский сельсовет» в чьих границах находится испрашиваемый земельный участок, определило стратегическую значимость данного участка для нужд муниципального образования, о чем МО «Ахтубинский район» заявил при рассмотрении настоящего дела.

Заявитель обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением процедуры, установленной пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ и статьи 34 ЗК РФ, что исключает возможность удовлетворения данного заявления. Несмотря на то, что муниципальное образование подтвердило возможность предоставления в аренду земельного участка площадью 3,0107 га, оспариваемый отказ в предоставлении в аренду земельного участка площадью 18 га (согласно текста письма исх. N 121-сх от 29.06.2010), является обоснованным. МО «Ахтубинский район» доказал нуждаемость муниципального образования в испрашиваемых землях, и сам факт проведения предварительных согласовательных процедур не является основанием для признания действий ответчика по отказу в предоставлении в аренду земельного участка незаконными.

Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам и правомерным отказ в удовлетворении заявленных требований. Публикации о предоставлении свободного земельного участка в средствах массовой информации не было.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом, сводятся к переоценке обстоятельств данным судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов, которые приняты на основании представленных в материалы дела документов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 по делу N А06-4764/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
А.А.Хайбулов
Судьи
В.А.Карпова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А06-4764/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 21 апреля 2011

Поиск в тексте