• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 мая 2011 года Дело N А12-10609/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Федоровой Т.Н., судей Салиховой З.И., Афанасьева И.Н.,

при участии представителей:

истца - Левичева С.Н., доверенность от 12.11.2010 N 484/11,

ответчика - Коваленко Т.В., доверенность от 22.11.2010 N 346-10, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (прежнее наименование общество с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз») и муниципального унитарного предприятия «Волгоградское коммунальное хозяйство» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2010 (судья Харченко И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Камерилова В.А., Тимаев Ф.И.)

по делу N А12-10609/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз», г. Волгоград (ИНН: 3445045202, ОГРН: 1023403844441) к муниципальному унитарному предприятию «Волгоградское коммунальное хозяйство», г. Волгоград (ИНН: 3448004130, ОГРН: 103340195288) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительных соглашений к договорам поставки газа,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Волгоградрегионгаз» (далее - истец, ООО «Волгоградрегионгаз»), переименованное на общество с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Волгоград» (далее - ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград»), обратилось с иском к муниципальному унитарному предприятию «Волгоградское коммунальное хозяйство» (далее - ответчик, МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство») об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительных соглашений к договорам поставки газа, в котором просило принять пункты 1 и 2 в редакции истца.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010, исковые требования удовлетворены частично. Пункт 1 дополнительных соглашений N 2 принят в редакции истца: «Стороны установили оптовую цену на дополнительные объемы газа, поставляемые (отбираемые) в соответствии с правилами ценообразования, установленными пунктами 15.1 -15.3 постановления Правительства Российской Федерации N 333 от 28.05.2007 на соответствующий месяц поставки в размере:

с 01.01.2010 - 2 962 руб.00/1000 м.3,

с 15.04.2010 - 2 884 руб.00/1000 м.3,

с 01.07.2010 - 2 861 руб.00/1000 м.3 (указанные цены приведены без учета НДС, платы за снабженческо-сбытовые услуги (1111С и стоимости транспортировки по сетям ОАО «Волгоградоблгаз»)».

Пункт 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09 исключен.

Не согласившись с принятыми судебными актами, истец и ответчик обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами.

ООО «Волгоградрегионгаз» в своей кассационной жалобе просит изменить принятые по делу судебные акты в части исключения пункта 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428 и N 09-5-17426/09; вынести новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования ООО «Волгоградрегионгаз» в полном объеме, а именно: изложить пункт 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428 и N 09-5-17426/09 в уточненной редакции истца: «Газ, отобранный Покупателем без согласования с Поставщиком, подлежит оплате по «новой» оптовой цене, указанной в пункте 1 настоящего соглашения. Транспортировка указанных объемов газа и снабженческо-сбытовые услуги подлежат оплате на условиях договора».

МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» в своей кассационной жалобе просит отменить постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по делу N А12 10609/2010 и принять новый судебный акт.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 19.04.2011 судом кассационной инстанции объявлен перерыв до 17 часов 20 минут 26.04.2011, после которого судебное заседание продолжено.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав представителей сторон, считает указанные судебные акты подлежащими отмене в части исключения пункта 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09.

Как следует из материалов дела, между ООО «Волгоградрегионгаз» (поставщик) и МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» (покупатель) заключены договоры поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09, по условиям которых поставщик обязался поставлять, а покупатель принимать (отбирать) и оплачивать газ в согласованных объемах.

Согласно пункту 5.1 вышеуказанных договоров их исполнение оплачивается ответчиком по цене, складывающейся из регулируемой оптовой цены на газ (оптовой цены на газ, определяемой в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровням оптовых цен), тарифа на его транспортировку по сетям ГРО и платы за снабженческо-сбытовые услуги, которые устанавливаются и применяются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Стороны согласовывают применение новых цен на газ (кроме регулируемой оптовой цены на газ) на основании предложений поставщика об изменении цены, оформленной в виде дополнительных соглашений, либо письменных уведомлений поставщика в случае реализации в рамках договора сверх суточных договорных объемов, установленных в пункте 2.2, или дополнительном соглашении о выборке газа, по ценам, определяемым в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен.

Согласование цен на газ (кроме регулируемой оптовой цены) оформляется в дополнительных соглашениях к договору до начала периода поставки соответствующих объемов газа. В отсутствие в распоряжении поставщика до начала указанного периода поставки газа надлежащим образом оформленного экземпляра дополнительного соглашения о цене покупатель вправе (в частности в заявке поставщику дополнительных объемов газа) подтверждать свое согласие на приобретение газа после наступления по установленным согласно нормативным актам цене. Продолжение отбора газа после наступления соответствующего периода поставки Стороны рассматривают как достижение договоренности о применении цены на основании предложения поставщика об изменении цены, оформленных в виде дополнительных соглашений либо письменных уведомлений поставщика в следующих случаях:

Если в течение 5 дней покупатель в ответ на предложение поставщика об изменении цены не представит поставщику безоговорочное письменное согласие и продолжит отбор газа, цены на газ считаются согласованными и принимаются для расчетов за газ. Если покупатель не согласовывает изменение цены, он обязан самостоятельно прекратить отбор газа в указанный в настоящем абзаце срок для согласования изменения цены представить поставщику составленный с участием ГРО акт об отключении всего находящегося в его ведении газопотребляющего оборудования.

Как следует из материалов дела, на основании указанных пунктов договоров поставки газа истец направил ответчику дополнительные соглашения от 29.12.2009 N 2, предложив следующую редакцию пунктов 1 и 2 соглашений:

Пункт 1. «Стороны установили оптовую цену на дополнительные объемы газа, поставляемые (отбираемые) в соответствии с правилами ценообразования, установленными пунктами 15.1 -15.3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 на соответствующий месяц поставки в размере: с 01.01.2010 - 2 962 руб.00/1000 м.3, с 15.04.2010 - 2884 руб. 00/1000 м.3, с 01.07.2010 - 2861 руб.00/1000 м.3 (указанные цены приведены без учета НДС, платы за снабженческо-сбытовые услуги (ППС и стоимости транспортировки по сетям ОАО «Волгоградоблгаз»)»

Пункт 2 дополнительных соглашений N 2 истец первоначально предложил в следующей редакции: «Газ, отобранный Покупателем без согласования с Поставщиком, подлежит оплате по «новой» оптовой цене, указанной в пункте 1 настоящего соглашения, с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации. Транспортировка указанных объемов газа и снабженческо-бытовые услуги подлежат оплате на условиях Договора».

Ответчик подписал дополнительные соглашения N 2 с протоколом разногласий, где предложил пункт 2 дополнительных соглашений исключить, пункт 1 указанных соглашений принять в следующей редакции: «Стороны установили цены на дополнительные объемы газа, поставляемые (отбираемые) сверх установленного договорного объема газа в размере - 2601,00 руб./1000 м. куб. (указанная цена без учета НДС, платы за снабженческо-сбытовые услуга (ПССУ) и транспортировки газа по сетям ОАО «Волгоградоблгаз».

ООО «Волгоградрегионгаз», не согласившись с условиями дополнительного соглашения N 2 в редакции ответчика, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

При этом в ходе рассмотрения дела истец уточнил свои требования в части пункта 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428 и N 09-5-17426/09, изложив его в следующей редакции: «Газ, отобранный Покупателем без согласования с Поставщиком, подлежит оплате по «новой» оптовой цене, указанной в пункте 1 настоящего соглашения. Транспортировка указанных объемов газа и снабженческо-сбытовые услуги подлежат оплате на условиях договора».

Удовлетворяя исковые требования в части принятия пункта 1 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09 в редакции истца, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласование цены путем заключения дополнительного соглашения предусмотрено пунктом 5.1 договоров поставки газа от 04.06.2009 N 095 17428/09 и N 09-5-17426/09.

В силу пункта 6.1 договоров поставки газа от 04.06.2009 N 095 17428/09 и N 09-5-17426/09 все вопросы, разногласия или требования подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Волгоградской области. По данному пункту договоров при их заключении у сторон разногласий не возникало.

Судами установлено, что ответчик является потребителем, в отношении которого применяются принципы регулирования цены, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 «О государственном регулировании цен на газ и услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 (далее - Основные положения).

Указанные нормы предусматривают обязательное заключение дополнительных соглашений по цене газа между поставщиком и потребителем, на которого распространяются соответствующие принципы регулирования.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации» цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 15.1 Основных положений оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):

а) конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 01.07.2007 (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами);

б) конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам);

в) конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ по расширению Единой системы газоснабжения.

В соответствии с пунктом 15.2. Основных положений в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен.

Пунктом 15.3. Основных положений установлено, что поставщики реализуют газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 настоящих Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 18.12.2009 N 440-э/2 для Волгоградской области предельная минимальная цена на газ с 01.01.2010 года составила - 2601,00 руб./1000 м.куб, предельная максимальная с 01.01.2010 - 3121,00/1000 м. куб. Предельная максимальная цена с 01.07.2010 - 2861,00руб./1000 м. куб.

Учитывая, что у потребность в природном газе для потребителей Волгоградской области больше, чем зафиксировано в договорах на поставку газа в 2009 году, ООО «Волгоградрегионгаз» заключило с обществом с ограниченной ответственностью «Межрегионгаз» договор на поставку газа сверх договорных объемов от 15.12.2009 N К-5-Д1-9-0103/10 и дополнительное соглашение от 29.06.2010 N 2/10, по условиям которого истец приобретает газ по следующей стоимости: с 01.01.2010 - 2962 руб.00/1000 куб.м.; с 15.04.2010 - 2884 руб.00/1000 куб . м.; с 01.07.2010 - 2861 руб.00/1000 куб.м., без учета НДС.

Таким образом, предложенная истцом в пункте 1 дополнительных соглашений N 2 оптовая цена на дополнительные объемы газа с 01.01.2010 - 2962 руб.00/1000 куб.м., с 15.04.2010 - 2884 руб.00/1000 куб.м., с 01.07.2010 - 2861 руб.00/1000 куб.м. не ущемляет интересы ответчика, данная цена соответствует стоимости газа, приобретаемого истцом у общества с ограниченной ответственностью «Межрегионгаз» сверх договорных объемов.

При таких обстоятельствах пункт 1 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-517426/09 и N 09 5 17428/09 правомерно приняты судами в редакции истца.

Кроме того, судами установлено, что у сторон возникли разногласия по пункту 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428 и N 09-5-17426/09.

Исключая пункт 2 дополнительных соглашений N 2 к вышеуказанным договорам поставки газа, суды ошибочно исходили из того, что согласие обеих сторон на включение указанного пункта дополнительных соглашений N 2 в редакции истца не достигнуто и что такое условие может быть включено в договор лишь с обоюдного волеизъявления сторон.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент заключения договора.

Правила поставки газа в Российской Федерации обязывают Покупателя выбирать, а Поставщика поставлять газ в пределах суточной нормы поставки газа.

Перерасход газа, то есть отбор газа в объеме более суточной нормы поставки, является потреблением объемов газа, не предусмотренных заключенными между сторонами договорами, следовательно, превышающих объемы, закрепленные в договорах поставки газа на 2007 год.

Пункт 1 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа распространяет свое действие на объемы, превышающие договорные, но согласованные сторонами на основании заявки покупателя, в то время как пункт 2 вышеназванных дополнительных соглашений предусматривает механизм ценообразования при перерасходе газа без согласования с поставщиком.

В силу специфики поставки газа у покупателя имеется возможность производить отбор газа в объеме более суточной нормы поставки без предварительной заявки на выделение дополнительных объемов, то есть без согласования с поставщиком.

Учитывая, что газ, отобранный покупателем без согласования с поставщиком, будет подпадать под правила ценообразования установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333. Следовательно, данные объемы подлежат оплате по «новой» оптовой цене, указанной в пункте 1 дополнительных соглашений N 2.

Как следует из материалов дела, пункт 2 дополнительных соглашений N 2, как и пункт 1, направлен на исполнение нормативных требований пунктов 15.1., 15.3. Основных положений, Приказа ФСТ от 05.07.2007 N 155-э «Об утверждении положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1. 15.3. Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных) по регулируемым ценам».

Суд первой инстанции, правильно указав в мотивировочной части решения, что цены на газ подлежат государственному регулированию, тем не менее необоснованно исключил пункт 2 дополнительных соглашений N 2, направленных на определение механизма ценообразования в отношении объемов газа, потребленных сверх договорных объемов (в том числе, предусмотренных дополнительными соглашениями), но без согласования с поставщиком.

Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части исключения пункта 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09, пункт 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09 5 17426/09 следует принять в редакции истца: «Газ, отобранный Покупателем без согласования с Поставщиком, подлежит оплате по «новой» оптовой цене, указанной в пункте 1 настоящего соглашения. Транспортировка указанных объемов газа и снабженческо-сбытовые услуги подлежат оплате на условиях договора». В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Кассационная жалоба МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» удовлетворению не подлежит, поскольку доводы, изложенные в ней, основаны на неправильном толковании норм права.

В силу статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» следует взыскать 2000 рублей в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 110, 112, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по делу N А12-10609/2010 в части исключения пункта 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09 отменить.

Принять пункт 2 дополнительных соглашений N 2 к договорам поставки газа от 04.06.2009 N 09-5-17428/09 и N 09-5-17426/09 в редакции истца: «Газ, отобранный Покупателем без согласования с Поставщиком, подлежит оплате по «новой» оптовой цене, указанной в пункте 1 настоящего соглашения. Транспортировка указанных объемов газа и снабженческо-сбытовые услуги подлежат оплате на условиях договора».

В остальной части решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по делу N А12-10609/2010 оставить без изменения.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Волгоградское коммунальное хозяйство» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Волгоградской области в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
Т.Н.Федорова
Судьи
З.И.Салихова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А12-10609/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 03 мая 2011

Поиск в тексте