• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2011 года Дело N А55-23235/2010

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р., судей Хабибуллина Л.Ф., Егоровой М.В.,

при участии представителей:

заявителя - Магда Л.Ф., доверенность от 11.08.2011, Щукловой О.В., доверенность от 12.08.2011 N 20,

ответчика - Тюриной Е.В., доверенность от 25.05.2011 N 04-06/08532, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2011 (судья - Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 (председательствующий судья - Рогалева Е.М., судьи: Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)

по делу N А55-23235/2010 по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара «Самарагорсвет», г. Самара (ИНН 6317003876, ОГРН 1026301424665) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарагорсвет» (далее - муниципальное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция), выразившихся в выдаче справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций N 5979, содержащей данные о наличии задолженности, возможность взыскания которой ответчиком утрачена, а именно: пени по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) 1 295 935 руб. 45 коп.; штраф по НДС в сумме 600 руб.; пени по налогу на прибыль в местные бюджеты 85 руб. 23 коп.; пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет 18 805 руб. 61 коп.; пени по прибыли в бюджет субъектов Российской Федерации 30 833 руб. 75 коп.; пени по налогу на имущество 15 461 руб. 86 коп.; штраф в сумме 13 216 руб. 60 коп.; пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 115 182 руб. 31 коп.

При этом заявитель просил обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения обязанности на налоговый орган выдать справку, не содержащей сведений о наличии указанной задолженности.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия инспекции, связанные с указанием в справке о состоянии расчетов на 19.10.2010 наличия задолженности и обязал инспекцию по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55 23235/2010 устранить допущенные нарушения прав муниципального предприятия, в месячный срок отразить объективную информацию о состоянии расчетов, с указанием сведений на утрату инспекцией возможности на взыскание соответствующих сумм задолженности. В остальной части требований отказал.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела следует, что инспекцией выдана предприятию справка N 5979 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, налоговых санкций состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянии на 19.10.2010, согласно которой у заявителя имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании сторонами был представлен суду акт сверки расчетов по состоянию на 19.10.2010, из которого усматривается, что указанная в акте задолженность по пеням сложилась за 2003 год, что налоговым органом не оспаривается.

В справке выданной заявителю, содержащей сведения о задолженности по штрафу за неуплату налога на прибыль, информации о невозможности взыскания указанной задолженности в принудительном порядке не имеется, что установлено судами.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу, что в рамках действующего законодательства налоговый орган не имеет права исключить из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженность по пеням даже в случае утраты им возможности взыскания такой задолженности, как во внесудебном, так и в судебном порядке, кроме ситуации, когда налоговым органом принимается решение о признании такой задолженности безнадежной к взысканию.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов обоснованными на основании следующего.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09 налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

При этом неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Обосновывая свои требования, заявитель указал на то, что наличие в оспариваемой справке сведений о задолженности, препятствует ему в осуществлении хозяйственной деятельности.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Высший Арбитражный суд Российской Федерации в своем постановлении также указал, что исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных муниципальным предприятием требований.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании налоговой инспекцией норм права и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу, а поскольку суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую юридическую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 по делу N А55-23235/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
Л.Р.Гатауллина
Судьи
Л.Ф.Хабибуллин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-23235/2010
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 16 августа 2011

Поиск в тексте