• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2011 года Дело N А57-591/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хайбулова А.А., судей Желаевой М.З., Фатхутдиновой А.Ф.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ишбулатова Михаила Юрьевича, г. Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2011 (судья Федорова Ю.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Самохвалова А.Ю., Телегина Т.Н.)

по делу N А57-591/2011

по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, к индивидуальному предпринимателю Ишбулатову Михаилу Юрьевичу, г. Саратов, об устранении препятствий в пользовании земельными участками путем возложения обязанности демонтировать за свой счет торговый павильон и три холодильных шкафа, расположенных на земельном участке, при участии третьего лица - Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов»,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2011 удовлетворены исковые требования администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация МО «Город Саратов») к индивидуальному предпринимателю Ишбулатову Михаилу Юрьевичу (далее - ИП Ишбулатов М.Ю.) об устранении препятствий в пользовании земельными участками путем возложения обязанности демонтировать за свой счет торговый павильон и три холодильных шкафа расположенных на земельном участке.

Суд обязал ИП Ишбулатова М.Ю., 02.07.1967 года рождения, уроженца г. Саратова, зарегистрированного: г. Саратов, ул. Посадского, д. 252, устранить препятствия в пользовании земельными участками площадью 7,9 кв. м и 1,5 кв. м путем возложения на Ишбулатова М.Ю. обязанности демонтировать за свой счет торговый павильон и три холодильных шкафа, расположенных на земельном участке по адресу: город Саратов, пресечение ул. Рахова и ул. Посадского.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ИП Ишбулатов М.Ю. просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.

Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.

Как следует из материалов дела, в результате проверки соблюдения земельного законодательства, проведенной совместно прокуратурой Кировского района г. Саратова и Комитетом по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» 02.11.2010 было выявлено допущенное ИП Ишбулатовым М.Ю. административное правонарушение, выразившееся в отсутствии документов на право пользования земельными участками площадью 7,9 кв. м и 1,5 кв.м, на которых незаконно установлены торговый павильон и три холодильных шкафа, по адресу: г. Саратов, пересечение ул. Рахова и ул. Посадского.

Постановлением о назначении административного наказания от 26.11.2010 по делу N 44 Ишбулатов М.Ю. был признан виновным в совершении административного правонарушения, также ответчику было вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства.

Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии Саратовской области 26.11.2010 выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства по делу N 44.

Ответчик продолжал пользоваться земельными участками без правоустанавливающих документов, размещать на данных земельных участках свое имущество, чем создавал препятствия в осуществлении правомочий собственника земельного участка.

В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» устанавливаются пределы разграничений государственной собственности на землю между федеральной, субъектов федерации и муниципальной собственностью на землю.

Согласно пункту 3 указанной статьи в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает определенный и исчерпывающий перечень прав на земельные участки: собственность (статья 15), постоянное (бессрочное) пользование (статья 20), пожизненное наследуемое владение (статья 21), аренда (статья 22), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (статья 23), безвозмездное срочное пользование земельными участками (статья 24).

Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принципы земельного законодательства, одним из которых является платность использования земли.

Согласно пункту 1 и 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3 «Положения о государственном земельном контроле», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии Саратовской области осуществляет контроль за соблюдением: выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

В силу пункта 9 (подпункт «в») указанного Положения, государственные инспекторы по использованию и охране земель, указанные в пункте 6 настоящего Положения, имеют право при проведении проверок: давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1.4 «Положения о муниципальном земельном контроле на территории МО «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 24 июня 2010 г. N 52-618, муниципальный земельный контроль на территории МО «Город Саратов» осуществляется за: соблюдением требований по использованию земель; соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Согласно разделу 3 Положения муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории МО «Город Саратов» осуществляется отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации МО «Город Саратов» - Комитетом по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов». Орган муниципального земельного контроля осуществляет свою деятельность во взаимодействии с уполномоченными органами государственной власти, осуществляющими государственный земельный контроль, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.

Ответчик при отсутствии документов пользовался земельными участками площадью 7,9 кв. м и 1,5 кв. м, на которых незаконно установлены торговый павильон и три холодильных шкафа, по адресу: г. Саратов, пересечение ул. Рахова и ул. Посадского, что подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства от 02.11.2010.

Постановлением о назначении административного наказания от 26.11.2010 года по делу N 44 Ишбулатов М.Ю. был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельных участков площадью 7,9 кв. м и 1,5 кв.м, по адресу: г. Саратов, пересечение ул. Рахова и ул. Посадского, под размещение торгового павильона и трех холодильных шкафов, без оформленных в установленном порядке документов на землю, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации. Ишбулатову М.Ю. было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Ответчиком доказательств обжалования принятого постановления о наложении штрафа и признании виновным в совершении административного правонарушения не представлено.

Земельные участки площадью 7,9 кв. м и 1,5 кв. м, расположенные по адресу: г. Саратов, пересечение ул. Рахова и ул. Посадского, в отношении которых истец просит устранить препятствия в пользовании, входят в площадь земельного участка площадью 24 квадратных метра, ранее предоставленного ответчику на праве аренды. Данные обстоятельства стороны признали в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем имеется отметка в приложении к протоколу судебного заседания.

Постановлением администрации города Саратова от 21.04.2006 N 90А 103 Ишбулатову М.Ю. было предоставлено право аренды сроком на 3 года на земельный участок с кадастровым номером 64:48:03 04 44:0013, площадью 24 кв. м, расположенный по адресу: город Саратов, Кировский район, на пересечении ул. им Посадского и им. Рахова В.Г.

Между администрацией города Саратова (арендодатель) и ИП Ишбулатовым М.Ю. (арендатор) был заключен договор аренды от 07.06.2006 N 408 земельного участка площадью 24 кв. м, с кадастровым номером 64:48:03 04 44:0013, расположенного по адресу: город Саратов, на пересечении ул. им. Посадского и им. Рахова В.Г., с разрешенным использованием - для размещения временного мини-магазина, который был подписан сторонами и зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запись регистрации от 28.02.2007 N64-64-01/350/2006-230.

Земельный участок был передан арендатору на основании акта приема передачи, прилагаемого к договору аренды земельного участка от 07.06.2006 N 408.

В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды срок аренды земельного участка устанавливался с 21.04.2006 по 21.04.2009. Согласно пункту 2.5 договора, действие договора аренды прекращается с даты, указанной в пункте 2.2. Пункт 2.6 договора устанавливал, что продолжение пользования арендатором земельным участком по истечении срока действия договора не влечет возобновление договора на тех же условиях на неопределенный срок.

Стороны фактически заложили в договор то, что арендодатель изначально возражает против продолжения пользования арендатором арендованным имуществом, то есть арендодатель в договоре реализовал свое право, предусмотренное пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявить возражение против продолжения пользования арендованным имуществом по истечении срока договора.

Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора и по своему усмотрению определяют условия договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Поскольку отношения между истцом и ответчиком в данном случае носят исключительно гражданско-правовой, обязательственный характер, то согласно статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении действия договора аренды арендатор обязан вернуть Арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Согласно пункту 5.2 договора на арендатора возлагалась обязанность после окончания срока действия договора передать участок арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального.

Положения пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации не запрещают арендодателю реализовать свое право на заявление возражений против продолжения пользования арендатором арендованном имуществом по истечении срока договора как в любой момент действия договора, так и при его заключении.

В соответствии с пунктом 5.1 договора аренды арендатор имеет право на продление в преимущественном порядке договора на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению арендатора.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 договора срок аренды земельного участка устанавливается с 21.04.2006г. по 21.04.2009г. Дата возврата земельного участка 21.04.2009г. путем его передачи на основании акта приема-передачи.

Доказательств того, что между сторонами подписано соглашение по договору аренды от 07.06.2006 N 408 о продлении арендных отношений на спорный земельный участок, либо заключен новый договор аренды, в материалы дела не представлено.

Договор аренды земельного участка от 07.06.2006 N 408 прекратил свое действие в соответствии с условиями данного договора аренды, 21.04.2009.

Согласно пункту 2 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае несвоевременного возврата имущества арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. Положение статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации является специальной нормой, устанавливающей объем ответственности арендатора в случае несвоевременного возврата имущества.

После окончания срока действия договора аренды ответчик арендуемый земельный участок не передал истцу. При несвоевременном возврате имущества в силу прямого указания закона внесение арендной платы за весь период просрочки является обязанностью арендатора.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Земельные участки, в отношении которых истец просит устранить препятствия в пользовании, относятся к категории земель, собственность на которые не разграничена, а, следовательно, в силу комплексного анализа вышеуказанных положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», Устава города Саратова, решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010 N 47-562, истец обладает полномочиями по распоряжению такими землями. Отсутствие зарегистрированного права собственности на земельные участки площадью 7,9 кв. м, 1,5 кв. м, 24 кв. м, расположенные на пересечении ул. Рахова и ул. Посадского г. Саратова, подтверждается имеющимися в деле уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующих сведений. В кадастровом паспорте земельного участка площадью 24 кв. м с кадастровым номером 64:48:03 04 44:13 содержится отметка в графе сведения о правах: государственная собственность.

Доказательств нахождения, на спорных земельных участках принадлежащих ответчику зарегистрированных объектов недвижимого имущества суду не представлено.

Судом установлено, что торговый павильон и три холодильных шкафа ответчика установлены на пешеходной части, а также частично на газоне, в связи с чем, данный объект является препятствием, ограничивающим возможность использования гражданами пешеходной части, создает помеху движению граждан, что подтверждается имеющимися в деле фотоматериалами к административному производству N 44 и акту осмотра земельного участка от 25.02.2011, составленному главным специалистом отдела муниципального земельного контроля и инвентаризации земель.

Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.04.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 по делу N А57-591/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
А.А.Хайбулов
Судьи
М.З.Желаева
А.Ф.Фатхутдинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А57-591/2011
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 20 сентября 2011

Поиск в тексте