ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2011 года Дело N А12-2457/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хайбулова А.А., судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,

в отсутствие:

истца - извещен, не явился,

ответчика - извещен, не явился,

третьего лица - извещено, не явилось, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2011 (судья Костерин А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Дубровина О.А., Комнатная Ю.А.)

по делу N А12-2457/2011

по исковому заявлению потребительского гаражно-строительного кооператива «Магистраль» (ИНН 3445914621, ОГРН 1033400471400) к администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка, с участием третьего лица: Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744)

УСТАНОВИЛ:

потребительский гаражно-строительный кооператив «Магистраль» (далее - ГСК, кооператив, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации Волгограда (далее - администрация) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка от 11.10.2010 N 9483.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2011 заявленные требования удовлетворены частично.

Суд первой инстанции определил условия договора аренды земельного участка от 11.10.2010 N 9483 между администрацией и кооперативом, по которым у сторон имелись разногласия в следующей редакции:

в расчете арендной платы за земельный участок к договору аренды земельного участка от 11.10.2010 N 9483 (приложение к договору аренды земельного участка от 11.10.2010 N 9483) установить коэффициент категории арендатора в размере «0,20» и сумму годовой арендной платы за 2010 год (руб.) в размере «136.477,78»;

абзац третий пункта 1.1, пункт 2.1, пункт 2.5 договора аренды земельного участка от 11.10.2010 N 9483 оставить в редакции оферты администрации.

В остальной части исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В пользу кооператива взыскано с администрации 1000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты в части удовлетворения исковых требований, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

Администрация и Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании суда кассационной инстанции 01.11.2011, представитель истца Пилюгина Л.И., действующая по доверенности от 15.02.2011 б/н, возражала против доводов приведенных в кассационной жалобе.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 08.11.2011. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

После перерыва заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судом, 27.09.2010 издано постановление главы Волгограда N 2470 «О предоставлении земельного участка (учетный N 5 5-5) для строительства объекта кооперативу, которым было оформлено решение о предоставлении ГСК в аренду на три года земельного участка (учетный N 5-5-5, кадастровый N 34:34:050004:1) площадью 10.356 кв.м из земель населенных пунктов для строительства капитального объекта - многоэтажных гаражей индивидуального пользования по улице имени Милиционера Буханцева, 2 ж в Ворошиловском районе.

Во исполнение этого постановления комитет земельных ресурсов администрации Волгограда подготовил проект договора аренды земельного участка от 11.10.2010 N 9483 (далее - договор), о чем кооперативу было сообщено письмом от 13.10.2010 N 2075 с предложением оформить его надлежащим образом и вернуть экземпляр комитету земельных ресурсов администрации Волгограда в течение 10 дней.

29 октября 2010 г. кооператив вернул комитету земельных ресурсов администрации Волгограда проект договора от 11.10.2010 N 9483 с протоколом разногласий от 29.10.2010, в котором предложил арендодателю изложить некоторые условия договора в следующей редакции:

в расчете арендной платы за земельный участок к договору аренды земельного участка от 11.10.2010 N 9483 (приложение к договору) указать коэффициент категории арендатора в размере «0,20» и сумму годовой арендной платы за 2010 год (руб.) в размере «136.477,78»;

абзац третий пункта 1.1: «Передача участка от Арендодателя к Арендатору совпадает с моментом заключения настоящего Договора и не требует какого-либо дополнительного оформления и/или совершения действий в подтверждение такой передачи. Арендатор ознакомлен с качественным состоянием участка, его границами и претензий к ним не имеет»;

пункт 2.1: «Настоящий Договор заключается сроком на три года. Начало действия Договора совпадает с датой его заключения сторонами»;

пункт 2.5: «Арендная плата начинает исчисляться с момента передачи участка от Арендодателя к Арендатору, который определяется по правилам, установленным п. 1.1 настоящего Договора».

Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда направил ГСК письмо от 24.11.2010 N 20276 с возражениями относительно подписания договора аренды с условиями протокола разногласий ГСК от 29.10.2010.

08 декабря 2010 г. кооператив повторно обратился в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с дополнительными подробным обоснованием своей редакции спорных условий договора.

20 января 2011 г. Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда направил кооперативу письмо (от 20.01.2011 N 547) повторно отказал в согласовании протокола разногласий от 29.10.2010.

Считая отказ от подписания протокола разногласий от 29.10.2010 к договору неправомерным, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445, статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе определить условия договора, заключаемого в обязательном порядке, при передаче возникших разногласий об условиях такого договора на рассмотрение суда.

Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодательство предусматривает, что плата за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен.

В соответствии с пунктом 2.10 договора расчет арендной платы определен в приложении к договору, которое является его неотъемлемой частью.

В соответствии с пунктом 2.11 договора размер арендной платы по настоящему договору является определяемым и подлежит исчислению в каждом случае централизованного увеличения (уменьшения) величин показателей, используемых для ее расчета, а также изменения порядка (способа) ее расчета, в результате принятия органами государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области, органами местного самоуправления г. Волгограда, соответствующих нормативно-правовых актов.

Пунктами 2.10 и 2.11 договора аренды годовой размер арендной платы был установлен арендодателем в размере 682 388,94 руб. с применением коэффициента категории арендатора земельного участка Кка = 1,0.

Суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу, что указанный коэффициент применен арендодателем с нарушением требований нормативных правовых актов.

Так, согласно порядку расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденному постановлением главы администрации Волгоградской области от 06.12.2007 N 2033, размер арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по следующей формуле:

А = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан х Ки, где:

А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ -кадастровая стоимость земельного участка;

Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка;

Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов;

Кка - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов;

Ки - коэффициент индексации.

Значения коэффициента категории арендатора (Кка), применяемые при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утверждены решением Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

Согласно пункту 2.7 значений коэффициента категории арендатора (Кка), утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84, значение коэффициента категории арендатора (Кка) для некоммерческих объединений граждан, созданных на основе добровольного членства граждан для удовлетворения потребностей в гаражах (гаражные, гаражно-строительные кооперативы) в Ворошиловском районе города Волгограда составляет 0,20.

Кооперативу в соответствии с постановлением главы Волгограда от 27.09.2010 N 2470 был предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов в Ворошиловском районе города Волгограда. ГСК в соответствии с положениями своего Устава с 2004 года является некоммерческим объединением граждан, созданным на основе добровольного членства граждан для удовлетворения потребностей в гаражах (гаражно-строительный кооператив). Следовательно, при расчете арендной платы за земельный участок, предоставленный в аренду на основании договора от 11.10.2010 N 9483, должен применяться коэффициент категории арендатора 0,20.

Суд правомерно признал несостоятельным довод администрации о том, что указанный коэффициент 0,20 применяется только к земельным участкам, на которых уже размещены гаражи, принятые в эксплуатацию, а к строящимся гаражам применяется коэффициент 1,0.

Как верно указали суды, из решения Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 не следует такого толкования пункта 2.7.

Напротив, характер пользования земельных участков гаражно строительных кооперативов, в том числе и из названия предполагает возможность строительства (реконструкции) гаражей, что и отражено в пункте 2.7 путем указания как на «некоммерческие объединения граждан, созданные на основе добровольного членства граждан для удовлетворения потребностей в гаражах (гаражные, гаражно-строительные кооперативы). Следовательно, указанный нормативный акт в данной части устанавливает коэффициенты в зависимости от статуса пользователей земельного участка и не ставит применение коэффициента категории арендатора в зависимость от того, будут ли на земельном участке размещаться гаражи или проводиться их строительство (реконструкция).

Не следует данное толкование упомянутой нормы и из других нормативных и ненормативных актов. В тоже время, обязанность по доказыванию возложена законом на лиц участвующих в деле.

Более того, иные пункты значений коэффициента категории арендатора (Кка), утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84, устанавливающие Кка = 1,0, не определяют такой коэффициент для строительства гаражей, указывая на другие категории арендаторов.

Довод администрации о том, что она как государственный орган освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно признан ошибочным.

Взыскивая с администрации в пользу кооператива расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб., суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 110 АПК РФ и главы 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок возмещения судебных расходов другим участникам процесса в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.

Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А12-2457/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
А.А.Хайбулов
Судьи
Ф.В.Хайруллина
Р.В.Ананьев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка