ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 декабря 2011 года Дело N А72-1570/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хакимова И.А., судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителя:

заявителя - Гомолицкой И.В., доверенность от 25.11.2011 N 104, Родиной Т.А., доверенность от 29.09.2011 б/н,

ответчика - Макаровой О.В., доверенность от 04.04.2011 N 16-03-19/01585, Гайнутдинова А.И., доверенность от 29.12.2010 N 16-03-19/07481, Штефан Ю.П., доверенность от 29.12.2010 N 16-03-19/07470, Фадеевой Н.В., доверенность от 29.12.2010 N 16-03-19/07496,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Авиастар-СП», г. Ульяновск на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2011 (судья Бабенко Н.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)

по делу N А72-1570/2011

по заявлению закрытого акционерного общества «Авиастар-СП», г. Ульяновск (ОГРН 1027301570636, ИНН 7328032711) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным решения от 02.12.2010 N 15,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось закрытое акционерное общество «Авиастар-СП» (далее - ЗАО «Авиастар-СП», общество, заявитель) с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ульяновской области (далее - Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ульяновской области, налоговый орган, инспекция) от 02.12.2010 N 15 в части пункта 1 резолютивной части решения о привлечении ЗАО «Авиастар-СП» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 534 223 руб. 06 коп., снизив в 10 раз (пункт 3.4; пункт 4.4 мотивировочной части решения); пункта 2 о начислении пеней по состоянию на 02.02.2010 по НДС в сумме 38 226 руб. 03 коп.; пункта 3.1 о предложении уплатить недоимку по НДС в сумме 25 943 274 руб. 26 коп. (пункт 3.2, пункт 3.4, пункт 4.1, пункт 4.4 мотивировочной части решения), пункта 3.2 о предложении уплатить штрафы, указанные в пункте 1 резолютивной части решения по НДС в сумме 1 534 223 руб. 06 коп., снизив в 10 раз (пункт 3.4; пункт 4.4 мотивировочной части решения); пункта 3.3 о предложении уплатить пени, указанные в пункте 2 резолютивной части решения по НДС в сумме 38 226 руб. 03 коп., пункта 3.4 о предложении уменьшить убытки по налогу на прибыль в сумме 135 754 144 руб. (пункт 1.3), пункта 3.5 о предложении уменьшить НДС, предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах, в сумме 50 230 623 руб. 31 коп. (пункт 3.2; пункт 3.4; пункт 4.1; пункт 4.4 мотивировочной части решения); пункта 3.6 о предложении уменьшить излишне заявленную к уплате сумму НДС в сумме 41 412 руб. 71 коп. (пункта 3.2; пункта 3.4 мотивировочной части решения); пункта 3.7 о предложении увеличить сумму НДС, заявленной к возмещению из бюджета, в сумме 466 074 руб. 99 коп. (пункт 3.2; пункт 3.4 мотивировочной части решения).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2011 заявленные требования ЗАО «Авиастар-СП» удовлетворены частично. Производство по делу в части требований о признании недействительным решения от 02.12.2010 N 15 в части доначисления налога на прибыль в размере 248 472 713 руб., в части предложения уплатить штраф в размере 170 469 руб. 23 коп., пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 1635 руб. 45 коп., предложения уплатить недоимку по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в размере 740 руб. прекращено. Суд признал недействительным решение налогового органа от 02.12.2010 N 15 в части доначисления и предложения уплатить санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ по НДС в размере 1 534 223 руб. 06 коп., уменьшив их в 10 раз. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.05.2011 в обжалуемой части оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества без удовлетворения.

ЗАО «Авиастар-СП» не согласилось с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции и обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить вышеуказанные судебные акты в обжалуемой части и направить дело на новое рассмотрение.

Представители ЗАО «Авиастар-СП» поддержали кассационную жалобу.

Представители Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ульяновской области отклонили кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении ЗАО «Авиастар-СП» была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей за период с 2007 по 2009 годы.

Нарушения, выявленные в ходе проверки, отражены ответчиком в акте от 05.10.2009 N 16-07-21/0551 ДСП.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, возражений заявителя на акт проверки, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ульяновской области приняла решение от 02.12.2010 N 15 о привлечении общества к налоговой ответственности.

Данным решением общество было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 1 704 692 руб. 29 коп., обществу предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 25 980 971 руб. 18 коп., пени в сумме 104 827 руб. 72 коп., уменьшить убытки по налогу на прибыль в сумме 384 226 857 руб.; уменьшить предъявленный к возмещению НДС в сумме 50 306 807 руб. 36 коп., уменьшить излишне заявленную к уплате сумму НДС в сумме 41 412 руб. 71 коп., увеличить сумму НДС, заявленную к возмещению из бюджета, в сумме 466 397 руб. 21 коп., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Полагая, что вышеуказанное решение налогового органа незаконно, общество направило апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Ульяновской области принято решение от 15.02.2011 N 16-15-11/01933 об оставлении решения инспекции от 02.12.2010 N 15 без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.

Основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, послужил вывод инспекции о том, что ЗАО «Авиастар-СП», по мнению налогового органа, неправомерно не восстанавливает НДС в 2007 - 2008 гг. по материалам (работам, услугам), использованным при производстве самолетов, по которым отсутствуют договоры на поставку. ЗАО «Авиастар-СП», по мнению инспекции, нарушило положения подпункта 1 пункта 2, подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ при осуществлении операций, указанных в подпункте 13 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в результате чего неправомерно не восстановило НДС за 2007 - 2008 годы по материалам, использованным для операций, не подлежащих налогообложению, использованным при выполнении гарантийного ремонта.

В нарушение пункта 1 статьи 252 НК РФ ЗАО «Авиастар-СП» необоснованно завышены затраты на производство самолетов по планерам N 64012 на сумму 64 761 356 руб., N 64013 на сумму 70 992 789 руб., всего на сумму 135 754 144 руб. 07 коп.

Основанием уменьшения убытка налогоплательщика послужило установление в действиях общества схемы формального документооборота, что свидетельствует об отсутствии совершения реальных хозяйственных операций и о действиях ЗАО «Авиастар-СП», направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.

Выводов о недействительности сделки решение инспекции не содержит, в связи с чем, доводы налогоплательщика, касающиеся недействительности сделки, несостоятельны и как следствие, исчисление сроков исковой давности о применении последствий недействительности сделки необоснованно.

В сентябре 2003 года открытое акционерное общество «Авиакомпания «Сибирь» (далее - ОАО «АК «Сибирь») по договорам от 24.09.2003 б/н, от 25.09.2003 б/н приобрело у открытого акционерного общества «Центролизинг» (далее - ОАО «Центролизинг») воздушные суда N 64012 и N 64013 за 294 583 836 руб. с НДС.

В мае 2006 года ОАО «АК «Сибирь» реализовало указанные планеры обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Авиастар-ТУ» (далее - ООО «АК «Авиастар-ТУ») за 35 202 570 руб., в декабре 2006 года ООО «АК «Авиастар-ТУ» перепродала их открытому акционерному обществу «Финанс-Лизинг» (далее - ООО «Финанс-Лизинг») за 96 053 000 руб., в марте 2007 года ОАО «Финанс-Лизинг» реализовало их обществу с ограниченной ответственностью «ФЛК-Комплект» (далее - ООО «ФЛК-Комплект») за 155 760 000 руб., а ООО «ФЛК-Комплект» в мае-июне 2007 года продало их ЗАО «Авиастар-СП» за 160 189 890 руб.

Согласно генерального соглашения от 22.12.2002 N 155.376.10.02 ЗАО «Авиастар-СП» обязуется выполнить для открытого акционерного общества «Ильюшин Финанс Ко» (далее - ОАО «Ильюшин Финанс Ко») работы, связанные с доработкой планеров самолетов N 64012, N 64013 до самолетов типа ТУ-204-100 и работы, связанные с выполнением на всех самолетах требований лизингополучателей. На дату подписания указанного соглашения, для самолетов N 64012 и N 64013 лизингополучателем предполагается ОАО «АК «Сибирь».

Данное соглашение было подписано сторонами до приобретения ЗАО «Авиастар-СП» указанных планеров N 64012 и N 64013 у ООО «ФЛК-Комплект» в мае-июне 2007 года за 160 189 890 руб.

В ходе проведения встречной проверки инспекцией было направлено поручение от 11.02.2009 N 16-08-17/796 об истребовании документов у ОАО «Центролизинг», однако по информации, предоставленной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по городу Москве (письмо от 25.03.2009 N 21-11/017145) истребовать документы у ОАО «Центролизинг» не представляется возможным в связи с тем, что: по юридическому адресу организация не располагается, фактический адрес не известен; материалы на розыск организации и должностных лиц неоднократно направлялись в органы внутренних дел. Юридическое и финансовое дело, хранившееся в налоговом органе, изъяты прокуратурой города Москвы (уголовное дело от 06.06.2005 N 324603).

Предметом договоров купли-продажи воздушных судов ТУ-204 N 64012, ТУ-204 N 64013 от 24.09.2003 б/н, от 25.09.2003 б/н являлись воздушные судна (планеры) ТУ-204-100, бортовые номера RA-64012, RA-64013, именуемые в дальнейшем «ВС» в комплектности, указанной в приложении 1, являющемся неотъемлемой частью договора.

Согласно пункту 4 договоров датой поставки «ВС» будет считаться дата, указанная в акте приема-передачи. Приемо-сдаточные акты подписаны лицами, подписавшими договор купли-продажи. В приемо-сдаточных актах не указаны дата составления, дата и номер договора, на основании и во исполнение которых они составлены.

Проверкой установлено, что ОАО «АК Сибирь» и ОАО «Центролизинг» являются взаимозависимыми лицами по основаниям, указанным подпункта 2 пункта 1 статьи 20 НК РФ, так как указанные лица одновременно являются работниками ОАО «АК «Сибирь» и ОАО «Центролизинг».

По данным ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2003 года ОАО «Центролизинг» председателем совета директоров данного общества являлся Мезенцев В.К. - заместитель начальника управления ресурсов ОАО «АК «Сибирь», членом совета директоров являлся Хамов А.В. - начальник центра расчетов, директор московского филиала ОАО «АК «Сибирь».

Сделки между ОАО «АК Сибирь» и ОАО «Центролизинг» не соответствуют требованиям закона и правовых актов, принятых во исполнение законов Российской Федерации, так как предметом договоров определены воздушные суда ТУ-204-100, однако, они не являются таковыми, поскольку суда недоработаны до типовой конструкции, что подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) от 25.07.2008 N 8.22-799; планеры в предмете договора обозначены как ВС, имеющие опознавательные знаки RA-64012 и RA-64013, что противоречит пункту 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), поскольку только воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации, то есть должны иметь опознавательный знак ВС «RA» (пункты 30, 31 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 02.07.2007 N 85), согласно приемо-сдаточных актов ВС разукомплектованы, то есть, на основании статьи 32 ВК РФ как таковые, они не являются воздушными судами, то есть летательными аппаратами, а представляют собой планер самолета типа ТУ-204.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О государственном регулировании развития авиации» от 08.01.1998 N 10-ФЗ и пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 995 «О порядке утилизации и реализации авиационной техники, снятой с эксплуатации» авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным, научным учреждениям, учреждениям культуры и организациям при условии списания этой техники, а воздушные суда, кроме того, должны быть исключены из всех видов государственной регистрации (учета).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 995 «О порядке утилизации и реализации авиационной техники, снятой с эксплуатации» проведение работ по разукомплектованию, разделке и приведению в нелетное состояние воздушных судов до получения акта на списание авиационной техники и подтверждения исключения ВС из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - Госреестр), снятия с государственного учета воздушных судов государственной и экспериментальной авиации запрещается.

В договорах купли-продажи самолетов отсутствует информация о государственной регистрации права собственности на ВС N RA-64012 и N RA-64013 за ОАО «Центролизинг», так как внесенные в Госреестр и имеющие свидетельство о регистрации ВС согласно части 1 статьи 130 и статьи 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), относятся к недвижимости со всеми вытекающими последствиями (госрегистрации).

Согласно письма Ространснадзора от 25.07.2008 N 8.22-799 самолет ТУ-204 опознавательный знак RA-64012 был зарегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельства о регистрации от 26.04.1994 N 4813/94 с записью в качестве собственника - Российская Федерация, в качестве эксплуатанта - открытое акционерное общество «Внуковские авиалинии» (далее - ОАО «Внуковские авиалинии»).

Как следует из вышеуказанного письма Ространснадзора первоначальная регистрация воздушного судна ТУ-204 заводской номер RA-64012 произведена 26.04.1994. Основанием регистрации является соответствие воздушного судна требованиям статьи 11 ВК СССР, то есть оно являлось летательным аппаратом.

Письмом от 28.09.2010 N 02.4-593 Росавиация сообщила (в ответ на письмо инспекции от 14.07.2010 года N 16-07-21/04489), что в Госреестре самолет с бортовым (заводским) номером 64013 не зарегистрирован и ранее зарегистрирован не был.

Таким образом, поскольку ВС N 64012 и N 64013 не являлись собственностью ОАО «Центролизинг», оно не имело права ими распоряжаться.

Кроме того в Постановлении Коллегии Счетной палаты РФ от 12.10.2001 N 36 (272) (информация из открытых источников в Интернете) указано, что ОАО «Центролизинг» учреждено со 100% капиталом ОАО «Внуковские авиалинии». В декабре 1999 года в уставной капитал ОАО «Центролизинг» была передана авиатехника в количестве 37 учетных единиц на сумму 829,8 млн. руб.

По состоянию на 01.12.1998 на балансе ОАО «Внуковские авиалинии» учитывались 46 воздушных судов (ТУ-204-4, ТУ-154-20, ИЛ-86-22). При этом реально в эксплуатации находились два самолета ТУ-204 с бортовыми номерами 64008 (транспортный) и 64011 (пассажирский). Воздушные суда ТУ-204 (бортовые номера - 64007, 64009, 64010, 64012, 64013) были заказаны, однако находились у ЗАО «Авиастар-СП» на доработке до типовой конструкции. Завершение работ задерживалось из-за проблем с их финансированием.

В декабре 2000 года было подписано коммерческое соглашение между ОАО «Внуковские авиалинии» и ОАО «АК «Сибирь» о совместной эксплуатации воздушных линий.

Общими собраниями акционеров ОАО «АК «Сибирь» и ОАО «Внуковские авиалинии» приняты решения о реорганизации указанных акционерных обществ в форме присоединения ОАО «Внуковские авиалинии» к ОАО «АК «Сибирь». Реализация указанных решений предполагает передачу ОАО «АК «Сибирь» имущества, прав и обязанностей, принадлежащих ОАО «Внуковские авиалинии».

По состоянию на 01.07.2001 долгосрочные финансовые вложения ОАО «Внуковские авиалинии» уменьшились за счет уменьшения доли в уставном капитале ОАО «Центролизинг» со 100% до 24,9%.

С учетом вышеизложенных фактов, налоговым органом установлено, что планеры воздушных судов N 64012 и N 64013, которые находились у ЗАО «Авиастар-СП» на доработке до типовой конструкции, переданы ОАО «Внуковские авиалинии» в адрес ОАО «Центролизинг» в качестве вклада в уставный капитал в декабре 1999 года.

Как установлено проверкой, самолет ТУ-204 RA-64012 не был доведен до соответствия типовой конструкции, в этой связи 31.10.2006 он был исключен из Госреестра на основании заявления владельца самолета ОАО «АК «Авиастар-ТУ» (информация из письма Ространснадзор от 25.07.2008 N 8.22-799).

В ответ на поручение об истребовании документов от 26.07.2010 N 3516 ОАО «АК «Сибирь» письмом от 04.08.2010 N 6/331 сообщило, что в связи с тем, что воздушные суда ТУ-204 (N 64012, N 64013) изначально были приобретены в законсервированном виде и в период нахождения в собственности ОАО «АК «Сибирь» не эксплуатировались, свидетельства о государственной регистрации права, сертификаты (свидетельства) эксплуатанта на данные воздушные суда не оформлялись.

Факт приемки-передачи планеров на территории ЗАО «Авиастар-СП» не может быть подтвержден, поскольку в договорах купли-продажи планеров N 64012, N 64013, заключенных между ОАО «Центролизинг» и ОАО «АК «Сибирь», нет условия об обязательствах ЗАО «Авиастар-СП» осуществлять хранение планеров (договор хранения). Отдельного договора на хранение планеров ОАО «АК «Сибирь» с ЗАО «Авиастар-СП» не заключало.

Поскольку содержание упомянутых договоров и приемо-сдаточных актов противоречивы, не содержат данных, позволяющих однозначно определить предмет договора - самолет или планер является предметом договора, то установить на каких основаниях ВС N 64012 и ВС N 64013 могут или должны находиться (или находятся) на территории ЗАО «Авиастар-СП» невозможно.

В цепочке покупателей - продавцов: от ООО «Авиакомпания «Авиастар-ТУ» - ОАО «Финанс-Лизинг» - ООО «ФЛК Комплект» до ЗАО «Авиастар-СП» прослеживается аналогичная схема (как и между ОАО «АК «Сибирь» и ОАО «Центролизинг») заключения договоров и составления приемо-сдаточных актов, также отсутствуют договоры хранения.

Кроме того, к передаваемым планерам отсутствует техническая документация, что не позволяло принимающей стороне установить аутентичность (свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным) планеров ВС N 64012 и N 64013, соответствие их требованиям типовой конструкции ТУ-204 для использования (эксплуатации или доработки) в соответствии с назначением планера.

Довод заявителя об отсутствии обязанности у организации по представлению технической документации по договору купли-продажи противоречит пункту 2 статьи 456 ГК РФ, согласно которому если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (тех. паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Учитывая вышеизложенное, суды правомерно установили, что в целях завышения расходов на производство самолетов ЗАО «Авиастар-СП», и участники вышеизложенной схемы купли-продажи ВС N 64012 и N 64013, представили документы, содержащие неполные, недостоверные и противоречивые сведения.

Судами правомерно установлено, что фактические действия всех участников сделки по купле-продаже планера были направлены на искусственное наращивание стоимости планеров, и в конечном счете на получение необоснованной налоговой выгоды со стороны ОАО «АК «Сибирь» и ЗАО «Авиастар-СП» путем искусственного привлечения большого количества юридических лиц к участию в сделках по купле-продаже ВС N 64012 и N 64013 без реальности участия ВС N 64012 и N 64013 в их проведении.

Инспекцией установлены факты, свидетельствующие о наличии в действиях общества схемы формального документооборота с участием контрагентов с целью получения необоснованной налоговой выгоды:

1. ОАО «АК «Сибирь» приобрело ВС N 64012 и N 64013 в сентябре 2003 года у ОАО «Центролизинг» за 294 583 836 руб., без надлежащего подтверждения наличия права собственности продавца на указанные ВС, и продало их более чем в 8 раз дешевле в мае 2006 года за 35 202 570 руб. в том же техническом состоянии (согласно актов приемки-передачи) ООО «АК «Авиастар-ТУ».

Таким образом, налоговая выгода ОАО «АК «Сибирь» составила 105 978 926 руб. 49 коп. (из них НДС - 43 727 422 руб. 65 коп., налог на прибыль - 62 251 503 руб. 84 коп. в виде убытков от реализации).