• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 августа 2012 года Дело N А72-1472/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Гильмановой Э.Г., судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,

при участии представителей:

заявителя - Пергаева П.Н. (доверенность от 02.05.2012), Ляхова И.Е. (доверенность от 02.05.2012),

заинтересованного лица (Министерство экономики Ульяновской области) - Николихиной Н.А. (доверенность от 26.07.2012 N 47), Минеевой О.А. (доверенность от 10.01.2012 N 2),

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономики Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.05.2012 (председательствующий судья Ипполитова И.В., судьи Рогожин С.П., Лубянова О.А.)

по делу N А72-1472/2012

по заявлению открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) о признании недействующим приказа Министерства экономики Ульяновской области от 15.12.2011 N 06-891 «Об установлении тарифов на горячую воду для открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» (Ульяновского филиала открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания») на 2012 год», с участием заинтересованных лиц: Министерства экономики Ульяновской области (ИНН 7325050230, ОГРН 1047301019776), Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис», г. Ульяновск, Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Теплоком» (ИНН 7328008028),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания» (далее - ОАО «Волжская ТГК», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействующим приказа Министерства экономики Ульяновской области от 15.12.2011 N 06-891 «Об установлении тарифов на горячую воду для открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания» (Ульяновского филиала открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания») на 2012 год» (далее - приказ от 15.12.2011 N 06-891), ссылаясь на то, что приказ от 15.12.2011 N 06-891 не соответствует пунктам 47, 48 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (далее - Основы ценообразования N 520), пункту 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47. Заявитель также указывает, что при издании оспариваемого приказа от 15.12.2011 N 06-891 допущено нарушение предусмотренных правил введения данного акта в действие. ОАО «Волжская ТГК» настаивает, что Министерство экономики Ульяновской области в нарушение пункта 3 Правил регулирования тарифов по собственной инициативе утвердило для ОАО «Волжская ТГК» тариф на «горячую воду», поскольку ОАО «Волжская ТГК» какого-либо заявления об установлении тарифа на «горячею воду» и иных документов, указанных в пункте 3 Правил регулирования тарифов, в адрес регулирующего органа - Министерства экономики Ульяновской области, не направляло.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.05.2012 приказ от 15.12.2011 N 06-891 признан не соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Закону Ульяновской области от 29.11.2005 N 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» и недействующим полностью.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство экономики Ульяновской области обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, факт отсутствия заявления ОАО «Волжская ТГК» об установлении тарифов на горячую воду не влияет на законность оспариваемого нормативного правового акта.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 24.17.2012 объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 31.07.2012. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет.

Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.

Как установлено судом, ОАО «Волжская ТГК» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары, свидетельство о государственной регистрации от 01.08.2005 серии 63 N 001658830.

Из пункта 3.1 Устава ОАО «Волжская ТГК», утвержденного годовым общим собранием акционеров ОАО «Волжская ТГК» 24.06.2011, протокол от 27.06.2011 N 2011-1г. следует, что основной целью деятельности заявителя является извлечение прибыли.

Пунктом 3.2 Устава ОАО «Волжская ТГК» установлено, что заявитель для получения прибыли вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе:

- производство электрической и тепловой энергии;

- деятельности по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии;

- деятельность по получению (покупке) электрической и тепловой энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности);

- деятельность по эксплуатации тепловых сетей;

- обеспечение энергоснабжения потребителей, подключенных к электрическим и тепловым сетям ОАО «Волжская ТГК», в соответствии с заключенными договорами;

- организация энергосберегающих режимов работы оборудования электростанций, соблюдение режимов поставки энергии в соответствии с договорами;

- обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение» своевременного и качественного его ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов.

Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 15.12.2011 N 06-891 утверждены тарифы на горячую воду на 2012 год для ОАО «Волжская ТГК» (Ульяновский филиал) при горячем водоснабжении, осуществляемого в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (открытая система теплоснабжения) на территории муниципального образования «Город Ульяновск».

Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 15.12.2011 N 06-891 опубликован 13.01.2012 в газете «Ульяновская правда» N 3 (23.128).

Не согласившись с приказом Министерства экономики Ульяновской области от 15.12.2011 N 06-891, ОАО «Волжская ТГК» обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из их правомерности и доказанности.

При этом суд руководствовался положениями части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон N 210-ФЗ), Основами ценообразования N 520.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, считает его соответствующим материалам дела, закону.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Законом N 210-ФЗ и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Основы ценообразования N 520 утверждены в соответствии с Законом N 210-ФЗ и определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В пункте 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, определен перечень документов, которые организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса должна представить до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заинтересованным лицом, тариф на горячую воду установлен Министерством экономики Ульяновской области заявителю самостоятельно, без соответствующего обращения и представления необходимых документов, в нарушение требования пункта 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

Из пункта 47 Основ ценообразования N 520 следует, что тариф на горячую воду устанавливается только для тех регулируемых организаций, которые, во-первых, осуществляют «непосредственное производство горячей воды» и, во-вторых «оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения».

Таким образом, для государственного регулирования тарифа на горячую воду, уполномоченный орган также должен был установить отвечает ли заявитель критериям, установленным пунктом 47 Основ ценообразования.

Согласно общепризнанным принципам и нормам права любое вмешательство публичных властей в имущественные права частных лиц должно осуществляться на законных основаниях и не может быть произвольным.

В соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Поскольку в нарушение указанных положений процессуального права Министерство экономики Ульяновской области не доказало соответствие оспариваемого акта закону, а также обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, и учитывая, что оспариваемый нормативный акт нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о несоответствии оспариваемого приказа Министерства экономики Ульяновской области части 4 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29.11.2005 N 136-ЗО « О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области».

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно указанным положениям Закона Ульяновской области нормативные правовые акты органы местного самоуправления подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней после дня их подписания. Приказ от 15.12.2011 N 06-891 подписан 15.12.2011, опубликован в газете «Ульяновская правда» N 3 лишь 13.01.2012, вступил в силу 14.01.2012.

Вместе с тем, судебная коллегия считает, что данное нарушение само по себе не влияет на законность оспариваемого приказа от 15.12.2011 N 06-891, а касается начала даты введения его в действие.

Иные доводы Министерства экономики Ульяновской области, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, данные доводы направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.

Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.05.2012 по делу N А72-1472/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
Э.Г.Гильманова
Судьи
И.Ш.Закирова
А.Л.Петров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-1472/2012
Ф06-5361/2012
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 07 августа 2012

Поиск в тексте