• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 августа 2012 года Дело N А72-6305/2011

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хакимова И.А., судей Гатауллиной Л.Р., Гариповой Ф.Г.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2011 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Марчик Н.Ю., Кузнецов В.В.)

по делу N А72-6305/2011 по заявлению Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконными решения, предписания, с участием третьих лиц: мэрии города Ульяновска, общества с ограниченной ответственностью «Группа КА», г. Ульяновск, открытого акционерного общества «Корпорация развития Ульяновской области», г. Ульяновск, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск,

УСТАНОВИЛ:

Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконными решения от 25.05.2011 и предписания от 25.05.2011 N 17 по делу N 7252/04-2011.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2011 признаны незаконными решение от 25.05.2011 по делу N 7252/04-2011 в части пунктов 1, 3, 4 и предписание N 17 (исходящие от 25.05.2011 N 3115-04) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Управление, антимонопольный орган).

Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета.

В остальной части требований суд отказал.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2011 оставлено без изменения.

Антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, отказать Комитету в заявленных требованиях и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как установлено материалами дела, 17.09.2009 в мэрию от общества с ограниченной ответственностью «Группа КА» (далее - ООО «Группа КА») поступило письменное обращение, содержащее просьбу дать разъяснения о возможности размещения автостоянок в следующих районах города Ульяновска: Ленинский, Железнодорожный и Засвияжский район, не содержащее каких-либо ориентиров испрашиваемых земельных участков.

На данное обращение Комитетом в адрес ООО «Группа КА» было направлено письменное предложение о предоставлении схем размещения испрашиваемых земельных участков с указанием их площадей.

В газете «Ульяновск сегодня» в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации 23.10.2009 была дана публикация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1500,0 кв.м, для целей, не связанных со строительством, для размещения в Засвияжском районе - автомобильной стоянки, западнее ГСК «Квант» по ул. Шигаева N 18 (газета «Ульяновск сегодня» от 23.10.2009 N 82, пятница, стр. 13).

В мэрию 07.12.2009 поступило обращение ООО «Группа КА» о подготовке и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории по адресу: ул. Шигаева, д. 18, западнее ГСК «Квант», которое не содержало сведения о площади испрашиваемого земельного участка.

Комитет уведомил ООО «Группа КА» о подготовке схемы расположения указанного земельного участка западнее ГСК «Квант» по ул. Шигаева, 18 в Засвияжском районе г. Ульяновска на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и направлении такой схемы на согласование в структурные подразделения мэрии.

Обращение об утверждении схемы расположения земельного участка западнее ГСК «Квант» по ул. Шигаева, 18, для размещения стоянки на земельном участке площадью 1499,4 кв.м поступило в мэрию от ООО «Группа КА» 25.01.2010.

Комитет уведомил ООО «Группа КА» о подготовке проекта постановления главы города и листа согласования об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, западнее ГСК «Квант» по ул. Шигаева, 18 на кадастровом плане и предложил ООО «Группа КА» о необходимости направления их представителя в Комитет для согласования указанных проекта и листа.

Позже ООО «Группа КА» представило иную схему расположения испрашиваемого земельного участка, расположенного рядом с первоначально заявленным участком, и в отношении которого на стадии согласования схемы расположения было установлено, что границы такого участка находятся в пределах иного и уже сформированного для целей, связанных со строительством, земельного участка площадью 5000 кв.м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, 5 микрорайон УЗТС, западнее ГСК «Квант» по ул. Шигаева, поставленного на кадастровый учет 25.03.2009, схема расположения которого была утверждена постановлением мэрии от 13.02.2009 N 1070 «Об утверждении схемы расположения земельного участка в 5 микрорайоне УЗТС в Засвияжском районе г. Ульяновска на кадастровом плане», и в отношении которого, пунктом 1.4. постановления мэрии от 05.08.2010 N 4118 «Об аукционах по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в Засвияжском районе г. Ульяновска» было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды под строительство многоуровнего паркинга. В последующем такой земельный участок был продан на торгах.

Мэрия г. Ульяновска 24.01.20011 уведомила ООО «Группа КА» об отзыве ответов Комитета от 10.12.2009 N 01-13/10106, 03.02.2010 N 01 13/837, как ошибочно подготовленных.

ООО «Группа КА» обратилось в Управление с заявлением на незаконные действия мэрии г. Ульяновска при выделении земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Антимонопольным органом 21.02.2011 возбуждено дело N 59 по признакам нарушения мэрией г. Ульяновска и Комитетом части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции), выразившегося в не обеспечении Комитетом разработки схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, и невыдаче утвержденной схемы заявителю, при условии публикации о возможном предоставлении земельного участка, расположенного западнее ГСК «Квант» по ул. Шигаева, 18 в Засвияжском районе г. Ульяновска; в бездействии мэрии г. Ульяновска по вопросу принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного западнее ГСК «Квант» по ул. Шигаева, 18 в Засвияжском районе, для размещения автостоянки.

Управлением 25.05.2011 по итогам рассмотрения дела принято решение и выдано Комитету предписание N 17.

В соответствии с пунктом 1 решения действия Комитета были признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении порядка предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, что повлекло необоснованное препятствование деятельности ООО «Группа КА».

Пунктом 2 решения в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях мэрии г. Ульяновска, рассмотрение дела N 7252/04-2010 в отношении мэрии г. Ульяновска было прекращено.

Пунктом 3 решено выдать Комитету предписание об обеспечении конкуренции путем обеспечения контроля за выполнением требований, закрепленных в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов о выделении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Пунктом 4 решено передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Исходя из указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зониирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Ульяновска утвержден решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90.

Согласно пункту 7 статьи 15 Порядка, при отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании, Комитет в течение двух недель с момента поступления заявления обеспечивает публикацию информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно).

В месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает разработку схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждение схемы постановлением мэрии города Ульяновска и выдачу (направление) утвержденной схемы заявителю (пункт 8). Согласно части 2 статьи 1 целями Закона о защите конкуренции являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Оспариваемым решением действия Комитета были признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

По смыслу статьи 15 Закона о конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Оспариваемым решением отражено нарушение антимонопольного запрета, установленного пунктом 2 статьи 15 Закона о конкуренции, а именно: Комитет как уполномоченный орган обязан был выдать ООО «Группа КА» схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, однако Комитетом, в предусмотренные пунктами 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации сроки, такая схема не была выдана ООО «Группа КА»;

Комитет подготовил схему расположения земельного участка по заявлению ООО «Группа КА» с измененной схемой расположения земельного участка при его наложении на иной земельный участок, сформированный с целью выставления на торги, что повлекло нарушение законных интересов заявителя; незаконными являются действия Комитета при подготовке и согласовании схемы расположения испрашиваемого ООО «Группа КА» земельного участка, поскольку отсутствовали основания, препятствующие предоставлению первоначально испрашиваемого земельного участка ООО «Группа КА».

Суды первой и апелляционной инстанции, признавая указанные выше доводы Управления не соответствующим нормам антимонопольного законодательства и имеющимся в деле доказательствам, правомерно исходили из следующего.

Как следует из материалов дела 25.03.2009 земельный участок площадью 5000 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, 5 мкр. УЗТС, западнее ГСК «Квант» по ул. Шигаева, был поставлен на государственный кадастровый учет.

В мэрию города Ульяновска 07.12.2009 поступило обращение от ООО «Группа КА» с просьбой подготовить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного по адресу: ул. Шигаева, 18, западнее ГСК «Квант». В последующем ООО «Группа КА» представило иную схему расположения земельного участка - рядом с заявленным ранее участком, который вошел в границы в пределах уже сформированного земельного участка, прошедшего кадастровый учет.

Комитет не отказывал ООО «Группа КА» в удовлетворении его заявлений о предоставлении ему земельных участков. Последний вариант испрашиваемого ООО «Группа КА» земельного участка вошел в границы земельного участка, сформированного уполномоченным органом и выставленного на торги в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что Комитет должен был учесть границы земельного участка, сформированные с целью предоставления его на торгах были исследованы судами и правомерно отклонены, так как они не соответствуют положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которой орган местного самоуправления утверждает схему на основании поступившего заявления, а не по собственному усмотрению.

Таким образом, Комитетом схема расположения земельного участка была согласована, процедура, предусмотренная статьей земельным законодательством, была соблюдена, однако в дальнейшем схема расположения земельного участка на кадастровом плане была изменена самим ООО «Группа КА».

Кроме того, как установлено судами, на момент подачи заявления, участок был сформирован и не мог быть предоставлен ООО «Группа КА» или кому-либо другому, на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Под диспозицию части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подпадают не любые решения и действия публичных органов власти (осуществляющих их функции организаций и органов), препятствующие осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а только те, которые приводят или могут привести к недопущению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Доказательств того, что Комитетом совершались какие-либо действия, направленные на необоснованное препятствование в осуществлении деятельности в отношении ООО «Группа КА» и что рассматриваемые действия Комитета привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в материалах дела не имеется.

Суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую юридическую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 по делу N А72-6305/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
судья
И.А.Хакимов
Судьи
Л.Р.Гатауллина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-6305/2011
Ф06-6302/2012
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 07 августа 2012

Поиск в тексте