• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 января 2013 года Дело N А55-8335/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 января 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Закировой И.Ш., судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,

с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарафиевой Л.М.,

при участии представителей:

заявителя - Тарасовой Е.А. (доверенность от 03.02.2012),

ответчика - Кондрушевой Е.А. (доверенность от 11.01.2012), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2012 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)

по делу N А55-8335/2012 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области к Управлению Федерального казначейства по Самарской области, с участием третьих лиц: «Медицинский вытрезвитель Управления внутренних дел по городскому округу Сызрань Самарской области», Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Сызранское» о признании незаконными действий, выразившихся в возврате без исполнения исполнительных листов,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Самарской области обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее - УФК по Самарской области), выразившихся в возврате без исполнения исполнительных листов от 07.04.2011 АС N 002973967 по делу N А55-170/2011, от 16.07.2010 АС N 001890706 по делу N А55-11216/2010 о взыскании с учреждения - «Медицинский вытрезвитель Управления внутренних дел по городскому округу Сызрань Самарской области» в доход федерального бюджета государственной пошлины и штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2012 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе УФК по Самарской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Инспекция в отзыве возражает против доводов жалобы и просит оставить ее без удовлетворения.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 часов 00 минут 25.12.2012 до 15 часов 00 минут 28.12.2012.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.

Во исполнение решений Арбитражного суда Самарской области по делам N А55-170/2011 и N А55-11216/2010 выданы исполнительные листы от 07.04.2011 АС N 002973967 и от 16.07.2010 АС N 001890706.

Данные исполнительные листы были направлены налоговым органом в отдел N 29 УФК по Самарской области для принудительного исполнения.

УФК по Самарской области письмом от 31.01.2012 N 45-23/38 возвратило налоговому органу исполнительные листы без исполнения, сославшись на отсутствие у должника лицевого счета получателя средств федерального бюджета (лицевой счет закрыт 30.01.2012).

Полагая, что основания для возврата, предусмотренные частью 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отсутствуют, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, сославшись на положения статей 242.1, 242.4 БК РФ, статей 16, 318 АПК РФ согласился с позицией налогового органа. По мнению суда первой инстанции, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства. Ответчик, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен был сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами нижестоящего суда.

Между тем данный вывод судов сделан без учета норм, касающихся обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, изложенных в Федеральном законе от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), которым внесены поправки в ряд законодательных актов, в частности в БК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 20 статьи 30 названного Федерального закона обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в следующем порядке:

1) обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов;

2) к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя;

3) основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:

а) непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей части;

б) несоответствие документов, указанных в пункте 2 настоящей части, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

в) отсутствие лицевого счета федерального бюджетного учреждения, бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального бюджетного учреждения) в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ (далее в настоящей части - соответственно лицевой счет должника, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника).

При наличии оснований, указанных в пунктах 3, 4 настоящей части, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю либо в суд без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня поступления исполнительного документа (за исключением основания, установленного подпунктом «е» пункта 3 настоящей части) с указанием причины возврата.

Как усматривается из материалов дела «Медицинский вытрезвитель Управления внутренних дел по городскому округу Сызрань Самарской области» является бюджетным учреждением, следовательно, к спорным правоотношениям следует применять специальные нормы, установленные Федеральным законом N 83-ФЗ, который уже действовал на момент возникновения спорных правоотношений.

Таким образом, исходя из изложенных норм, заявитель кассационной жалобе мог возвратить взыскателю исполнительные документы в связи с отсутствием лицевого счета бюджетного учреждения, в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ.

Данная позиция подтверждается также пунктом 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н, согласно которому в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника, орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и в течение пяти рабочих дней направляет взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма, с указанием даты получения) исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом. В письме указывается на отсутствие лицевого счета должника в данном органе Федерального казначейства, а также указывается наименование и адрес органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет должнику, либо указывается на отсутствие у должника лицевых счетов в органах Федерального казначейства.

Как усматривается из материалов дела, ответчик в полном соответствии с вышеуказанными нормами, возвращая исполнительные листы, в письме от 31.01.2012 N 45-23/38 указал на закрытие лицевого счета должника в данном органе Федерального казначейства, а также на то, что главным распорядителем средств, в ведении которого находился должник, является Департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области.

В связи с изложенным суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что действия УФК по Самарской области по возврату исполнительного документа взыскателю являются законными, поэтому у судов нижестоящих инстанций отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 по делу N А55-8335/2012 отменить.

В удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
И.Ш.Закирова
Судьи
С.В.Мосунов
А.Л.Петров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-8335/2012
Ф06-10141/2012
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 09 января 2013

Поиск в тексте