ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2013 года Дело N А65-11971/2012

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хакимова И.А., судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

заявителя - Салихова Е.М., доверенность от 09.01.2013 N 1,

ответчика - Хуснутдиновой А.И., доверенность от 29.12.2012 N АГ-02/18057,

в отсутствие:

третьего лица - извещено надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, с. Верхний Услон Республики Татарстан, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012 (судья Бредихина Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)

по делу N А65-11971/2012

по заявлению Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, с. Верхний Услон Республики Татарстан (ИНН 1615005830, ОГРН 1051653038250) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан об оспаривании предписаний, с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью «РИОСАТ-Строй», г. Казань,

УСТАНОВИЛ:

Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком, комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительными и отмене предписаний от 08.11.2011 N АБ-04/14590, N АБ-04/14592.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «РИОСАТ-Строй» (далее - ООО «РИОСАТ-Строй», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012, в удовлетворении заявленных требований комитету отказано.

Исполком, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты.

В кассационной жалобе Исполком указывает, что поскольку инженерно-технические мероприятия по устройству водопровода и наружной канализации проводились в многоквартирном доме, то наличие допусков к работам по организации строительства не требовалось.

Представитель Исполкома в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании отклонил кассационную жалобу комитета по основаниям, изложенным в отзыве.

ООО «РИОСАТ-Строй» в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьего лица.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, антимонопольным органом в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 94-ФЗ) была проведена внеплановая проверка соблюдения уполномоченным органом - Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, муниципальным заказчиком - Исполнительным комитетом Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан законодательства Российской Федерации о размещении заказов по обращению общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление».

В результате проверки антимонопольным органом было установлено, что в ходе проведения торгов в форме открытого аукциона в электронной форме, предметом которых являлись «Строительство наружной канализации в с. Верхний Услон по ул. Солнечная, 1» (идентификационный номер извещения 0111300059611000061) и «Строительство водопровода в с. Верхний Услон по ул. Солнечная, 1» (идентификационный номер извещения 0111300059611000062), уполномоченным органом и муниципальным заказчиком были нарушены требования пункта 1 части 3, части 5 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ.

Выявленное нарушение выразилось в отсутствии необходимых требований в документации по вышеуказанным открытым аукционам в электронной форме, а именно: требования о наличии у участников размещения заказов во второй части заявки копии свидетельства саморегулируемой организации, согласно которой организация вправе осуществлять работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) по объектам водоснабжения и канализации; требования о предоставлении во второй части заявки участников размещения заказов копии указанного свидетельства.

Указанные нарушения нашли свое отражение в акте от 07.11.2011, на основании которого в адрес уполномоченного органа и муниципального заказчика антимонопольным органом были выданы предписания от 07.11.2011 N АБ-04/14590 и от 08.11.2011 N АБ-04/14592.

Названными предписаниями антимонопольный орган обязал перечисленных выше лиц устранить выявленные нарушения требований Закона N 94-ФЗ, для чего предписал Исполкому:

- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения вышеуказанных открытых аукционов в электронной форме;

- внести изменения в документацию о вышеуказанных открытых аукционах в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства, продлив срок подачи заявок на участие в аукционе так, чтобы со дня размещения на официальном сайте (на электронной торговой площадке) внесенных изменений в документации об аукционах, до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционах такой срок составлял не менее чем семь дней, либо повторно провести процедуру размещения вышеуказанных заказов в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об открытых аукционах в электронной форме разместить такие изменения на официальном сайте (электронной торговой площадке);

- в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об открытых аукционах в электронной форме направить информацию о таких изменениях через оператора электронной площадки всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в вышеуказанных открытых аукционах в электронной форме.

Не согласившись с вынесенными предписаниями, заявитель оспорил их в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая комитету в удовлетворении заявленных требований, указали, что при разработке документации об аукционе уполномоченный орган не определил необходимые для размещения заказа требования в части наличия свидетельств о допуске к работам по организации строительства, не предпринял достаточных мер для установления условий выполнения работ, являющихся предметом размещения заказа.

Судебная коллегия считает, что выводы судов предыдущих инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пункту 1 статьи 35 Закона N 94-ФЗ для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.

В соответствии с положениями статьи 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В силу пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, установленные частями 4, 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Предметом вышеуказанных аукционов в электронной форме явилось выполнение работ по строительству наружной канализации и водопровода.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень). Работы по электроснабжению, наружным сетям водопровода, канализации (пункты 16, 17 Перечня) отнесены к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, и требующим при их выполнении свидетельства о допуске к таким видам работ. В Перечень включены работы по организации строительства, реконструкции и капительному ремонту объектов водоснабжения и канализации - пункт 33.7.

В составе аукционной документации об открытых аукционах в электронной форме в разделе 1 установлено требование к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, а именно обязательность наличия копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ, в случае если такие требования установлены законодательством Российской Федерации.

В главе 22 документации об открытом аукционе в электронной форме установлены обязательные требования к участникам размещения заказа, а именно: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Однако, как установлено судами, требование о предоставлении в составе второй части аукционной заявки копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства по коду 33.7 «объекты водоснабжения и канализации» Перечня, в документации об открытом аукционе в электронной форме отсутствует.

При этом исключений для организаций, выполняющих работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в многоквартирных домах, законодательством не предусмотрено.

Ссылка Исполкома на письма Минрегионразвития Российской Федерации от 31.08.2010 N 31330-ИП/08, от 29.07.2011 N 20456-ИП/08 подлежит отклонению, поскольку в данных письмах рассмотрены иные виды работ, не включенные в Перечень.

Доводы комитета, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.

Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.

При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А65-11971/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
судья
И.А.Хакимов
Судьи
О.В.Логинов
Л.Ф.Хабибуллин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка