ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2008 года Дело N Ф03-А51/08-2

N Ф03-А51/08-2/3321

Резолютивная часть постановления от 14 августа 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего: Суминой Г.А. Судей: Лесненко С.Ю., Панченко И.С.

при участии

от заявителя: военного комиссариата Советского и Первореченского районов г.Владивостока - представители не явились;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г.Владивостока - представители не явились;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г.Владивостока на решение от 22.05.2008

по делу N А51-3396/2008 30-77 Арбитражного суда Приморского края Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья К

узюра Л.Л. По заявлению военного комиссариата Советского и Первореченского районов г.Владивостока к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г.Владивостока о признании недействительным решения от 05.03.2008 N 1858

Военный комиссариат Советского и Первореченского районов г.Владивостока (далее - комиссариат) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г.Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) от 05.03.2008 N1858 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках».

Решением суда от 22.05.2008 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение налогового органа противоречит статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как комиссариат является бюджетным учреждением, у которого открыт счет в органах федерального казначейства, следовательно, взыскание с него каких - либо налогов, пеней, штрафов возможно только в судебном порядке.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, у суда отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого решения недействительным, так как данное решение ничем не нарушает права и законные интересы комиссариата.

Ходатайством от 07.08.2008 N 10-18/198 инспекция просит рассмотреть жалобу без участия своего представителя.

Комиссариат в отзыве на кассационную жалобу отклоняет требования налогового органа, считает принятое судом решение законным и обоснованным; извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом представители комиссариата в судебном заседании участия не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на неё, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятого судом решения.

Как следует из материалов дела, 07.02.2008 инспекцией в адрес комиссариата выставлено требование N 1568 об уплате пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в сумме 1229,81 руб. Так как в указанный в требовании срок обязанность по уплате пени заявителем не была исполнена, инспекция 05.03.2008 вынесла решение N 1858 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках», согласно которому решено произвести взыскание пени в сумме 1 229,81 руб. за счет денежных средств комиссариата.

Не согласившись с решением инспекции, комиссариат оспорил его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из того, что оспариваемое решение принято с нарушением норм действующего налогового законодательства.

Как установлено судом, комиссариат является бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется за счет средств федерального бюджета. В проверяемый период комиссариатом открыты лицевые счета в органах федерального казначейства.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования"; далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

При этом исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.

Пунктом 8 статьи 45 НК РФ установлено, что правила этой статьи применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов. Следовательно, исходя из пунктов 2 и 8 статьи 45 НК РФ с комиссариата взыскание пеней может производиться только в судебном порядке.

Кроме того, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 НК РФ.

Правильность вывода суда подтверждается положениями статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации "Иммунитет бюджетов" (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ), в которой указано, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что Федеральная налоговая служба в порядке статьи 34.2 НК РФ направила в налоговые органы письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2007

N 03-02-07/2-162/2, в котором также прямо указано на то, что "поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, в силу пункта 2 статьи 45 НК РФ, взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 НК РФ. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункта 1 статьи 31 НК РФ).

Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции, должны исполнять обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (пункт 3 статьи 30, пункты 1 и 2 статьи 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами, а также реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов (пункты 1 и 2 статьи 33 НК РФ)".

Следует отклонить и довод инспекции о том, что оспариваемое решение инспекции не нарушает прав и законных интересов комиссариата. Принятое налоговым органом решение N 1858 от 05.03.2008 произвести взыскание с комиссариата пени в сумме 1 229,81 руб. направлено на бесспорное, внесудебное изъятие денежных средств комиссариата, следовательно, направлено на ущемление прав налогоплательщика по использованию имеющихся у него на счете денежных средств по своему усмотрению.

Поскольку комиссариат является государственным учреждением, финансируемым за счет федерального бюджета, имеет лицевой счет, открытый в органе федерального казначейства, то суд сделал правомерный вывод о том, что у налогового органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения.

Дело рассмотрено судом полно, всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, полномочия для переоценки которых у суда кассационной инстанции отсутствуют.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого судом решения не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.05.2008 по делу N А51-3396/2008 30-77Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
Сумина Г.А.
Судьи
Лесненко С.Ю.
Панченко И.С.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка