• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 сентября 2008 года Дело N Ф03-А51/08-1

N Ф03-А51/08-1/2645

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 1 сентября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе: Председательствующего: Ю.Б. Карпекина Судей: Н.А. Комиссаровой, И.А. Тарасова при участии

от истца: открытого акционерного общества «Аэрофлот - Российские авиалинии» - адвокат Збань И.В. по доверенности от 16.11.2007 N Д-350/07

от ответчиков: Администрации Приморского края, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департамента социальной защиты населения Администрации Приморского края, Департамента финансов Приморского края - представители не явились рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 28.04.2008

по делу N А51-8476/2007-12-21 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции -

судья Н.В. Перязева

По иску открытого акционерного общества «Аэрофлот - Российские авиалинии» к Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департаменту социальной защиты населения Администрации Приморского края, Департаменту финансов Приморского края о взыскании 254 000 руб.

Открытое акционерное общество «Аэрофлот - Российские авиалинии» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковыми требованиями к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департаменту социальной защиты населения Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 314 000 руб. убытков, причиненных в результате отсутствия компенсации льгот, предоставленных истцом гражданам в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» за период с июля 2004 по октябрь 2004 года.

Определением от 27.08.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация Приморского края.

Департамент финансов Администрации Приморского края в порядке процессуального правопреемства заменен на Департамент финансов Приморского края.

До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил сумму иска и уменьшил размер исковых требований. Просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 254 000 руб. убытков за период с 01.07.2004 по 31.12.2004.

Решением от 28.04.2008 исковое требование ОАО «Аэрофлот -Российские авиалинии» удовлетворено в полном объеме. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскана истребуемая им сумма 254 000 руб.

В суде апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом фактических обстоятельств дела.

По мнению заявителя жалобы, исходя из смысла статьи 158 БК РФ, от имени казны Российской Федерации выступают главные распорядители средств федерального бюджета, а именно: Министерство обороны Российской Федерации, МВД Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Кроме того, кассатор заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Представитель ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» в судебном заседании кассационной инстанции выразила согласие с принятым по делу решением и просила оставить его без изменения.

Другие участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей в заседание не направили.

Законность судебного акта, принятого Арбитражным судом Приморского края, проверена Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке, установленном статьей 286 АПК РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Приморского края является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» на основании статей 14, 15, 18 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» осуществило перевозку льготных категорий граждан - инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей на воздушном транспорте истца в период с июля 2004 по декабрь 2004 года.

17.11.2004 ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» направило в Управление социальной защиты населения Администрации Приморского края письмо N 67.3-504.11/04 о возмещении расходов, понесенных им в связи с перевозкой вышеуказанных категорий граждан, имеющих льготы в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Поскольку истцу не возмещены расходы, понесенные им в связи с предоставлением льгот по оплате проезда на воздушном транспорте вышеназванных категорий граждан, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.

На основании статьи 1071 ГК РФ от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В части 1 статьи 10 ФЗ «О ветеранах» указано, что меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Закона и принимаемые в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей на момент предоставления льгот) расходы на реализацию льгот, установленных настоящим Законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета. В число таких льгот входят и льготы, связанные с оплатой стоимости проезда на воздушном транспорте.

Аналогичные положения содержит и ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Из содержания пункта 2, пункта 5 статьи 790 ГК РФ следует, что оплата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

При решении вопроса об определении публично - правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным предоставлением до 01.01.2005 потребителям бесплатно или по льготным ценам услуг, следует исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

При этом положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статьи 133, статьи 136 БК РФ должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым во исполнение его иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Поскольку Министерство финансов Российской Федерации, являющееся распорядителем бюджетных средств Российской Федерации, не исполнило надлежащим образом свои обязанности по возмещению перевозчику расходов по перевозке пассажиров льготной категории, суд обоснованно пришел к выводу о причинении последнему убытков.

При этом факт предоставления истцом льгот и размер понесенных в связи с этим убытков подтверждаются материалами дела (авиабилеты; полетные купоны; копии удостоверений инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей; реестры льготных перевозок на рейсах истца за июль - декабрь 2004 года; письма Военного комиссариата г.Смоленска от 27.11.2007 N п/6869, УВД по Приморскому краю от 13.11.2007 N 4/8083, УСЗН в муниципальном образовании г.Махачкала от 23.11.2007 N 08-1803, Управления ФСБ РФ по Приморскому краю от 13.11.2007 N 16/2/2100).

Доводы Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю о том, что истцом не доказано наличие оснований для возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, являлись предметом рассмотрения арбитражным судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Приморского края является законным, обоснованным и отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28.04.2008 по делу N А51-8476/2007-12-21 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
Ю.Б.Карпекин
Судьи
Н.А.Комиссарова
И.А.Тарасов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-8476/07
Ф03-А51/08-1
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 01 сентября 2008

Поиск в тексте