• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2008 года Дело N Ф03-4318/2008

N Ф03- 4318/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе: Председательствующего: С.Ю.Лесненко

Судей: В.М.Голикова, О.Н.Трофимовой при участии

от заявителя ООО «ПримТоргИнвест» - Федорова Е.В., представителя по доверенности от 12.10.2007 б/н;

от ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока - Губановой В.А., представителя по доверенности от 04.06.2008 N 10-12/227; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока на решение от 19.03.2008, постановление от 16.07.2008 Арбитражного суда Приморского края

по делу N А51-13209/2007 37-239 Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Куделинская Л.А.; в суде апелляционной инстанции судьи: Слепченко О.М., Попов Е.М., Палагеша

Г.Н.,

По заявлению общества с ограниченной ответственностью «Приморская торгово-инвестиционная компания» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока о признании недействительным решения от 28.08.2007 N 97

Общество с ограниченной ответственностью «Приморская торгово-инвестиционная компания» (далее - общество, ООО «ПримТоргИнвест») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения от 28.08.2007 N 97 Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее - налоговый орган, инспекция) об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению в размере 1 437 978 руб.

Решением суда от 19.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2008, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что обществом выполнены все условия применения налоговых вычетов, установленные статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с чем отказ инспекции в предоставлении вычетов по НДС неправомерен.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, общество не подтвердило реальности понесенных затрат, поскольку представленные счета-фактуры оформлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ, а именно содержат недостоверные сведения об адресе поставщика ООО "Гайт", кроме того отсутствуют товарно-транспортные накладные, подтверждающие факт оприходования товара, в связи с чем у налогового органа имелись основания для отказа в налоговых вычетах.

Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании отклонили доводы кассационной жалобы, считают обжалуемые судебные акты законными и не подлежащими отмене.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по НДС за февраль 2007 года, в которой заявлена реализация товаров по налоговой ставки 0 процентов в сумме 32 839 453 руб., налог к возмещению составил 1 437 978 руб.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговый орган подтвердил обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товара в таможенном режиме экспорта, поскольку представлен полный пакет документов в соответствии со статьей 165 НК РФ.

Вместе с тем инспекция установила, что общество не подтвердило право на возмещение из бюджета сумм НДС, поскольку к предъявленным счетам-фактурам не относятся представленные товарно-транспортные накладные, имеющие более раннюю дату. Кроме того, в выставленных счетах-фактурах указан недостоверный адрес поставщика - ООО «Гайт», поскольку данная организация по указанному юридическому адресу фактически не находится.

Посчитав, что обществом нарушены положения пунктов 2 и 5 статьи 169, пункта 1 статьи 172 НК РФ, инспекция решением от 28.08.2007 N 97 отказала налогоплательщику в праве на получение возмещения сумм НДС в заявленном размере.

Не согласившись с данным решением, общество оспорило его в судебном порядке.

Арбитражный суд, рассмотрев заявленные требования, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Статьей 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.

В силу статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Возмещение налога на добавленную стоимость производится по правилам статьи 176 НК РФ в виде положительной разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса.

Поскольку одним из условий применения вычетов из бюджета суммы НДС является подтверждение хозяйственных операций, налогоплательщик, претендующий на вычеты, обязан доказать обстоятельства спорных хозяйственных операций. При этом представленные документы должны содержать достоверную информацию, а налогоплательщик, обратившийся за вычетами, должен быть добросовестным, что следует из норм Налогового кодекса Российской Федерации, которые рассчитаны только на добросовестного налогоплательщика, что соотносится с правовой позицией, сформулированной Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, согласно которой в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика.

Как установлено судом и следует из материалов дела, общество, представив полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтвердило экспорт лесопродукции, в связи с чем право на применение по НДС налоговой ставки 0 процентов по заявленному в налоговой декларации объему реализации признано налоговым органом правомерным.

Из анализа положений статей 169, 171, 172 НК РФ следует, что основанием для предъявления к вычету сумм налога является соблюдение налогоплательщиком совокупности следующих условий: товар должен быть приобретен для операций, являющихся объектом обложения НДС, принят к учету и оплачен поставщику, счета-фактуры должны соответствовать требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 НК РФ, а факт оплаты подтверждаться соответствующими документами.

В обоснование своего права на возмещение НДС, общество представило в налоговый орган пакет документов, в том числе счета-фактуры, подтверждающие факт реального осуществления обществом хозяйственных операций по приобретению товара, платежные поручения, подтверждающие и его оплату, а также товарные накладные и оборотно-сальдовые ведомости, являющиеся доказательствами оприходования приобретенных лесоматериалов.

Доводы инспекции о непредставлении первичных документов - товарно-транспортных накладных, подтверждающих движение товара и его принятие на учет, исходя из способа движения товара, проверены судом кассационной инстанции, но отклоняются как лишенные правового обоснования.

Судебные инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Постановления Государственного комитета статистики Российской Федерации от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", пришли к выводу о том, что товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов, служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

В связи с тем, что общество осуществляло только торговые операции, а не работы по их перевозке, суд правомерно счел, что товарно-транспортные накладные не являются для последнего первичными документами бухгалтерского учета.

Счета-фактуры, согласно статье 169 НК РФ, являются документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, и должны отвечать требованиям, предусмотренным в пунктах 5, 6 статьи 169 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Исследовав и оценив спорные счета-фактуры, суд посчитал, что они содержат все необходимые реквизиты, поскольку отсутствие в период проведения камеральной налоговой проверки ООО "Гайт" по адресу, указанному в учредительных документах, само по себе не свидетельствует о наличии в данных счетах-фактурах недостоверных сведений. Кроме того, в счетах-фактурах указан тот адрес, который соответствовал адресу государственной регистрации.

Доказательств, свидетельствующих о том, что общество в отношениях с поставщиками действовало недобросовестно, без должной осмотрительности и осторожности или о его осведомленности о допущенных данными контрагентами нарушениях, судом не установлено.

При этом суд исходил из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", согласно которой представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

При таких обстоятельствах доводы инспекции о представлении налогоплательщиком документов, не содержащих достоверную и полную информацию, позволяющую установить все фактические обстоятельства приобретения обществом лесоматериалов, являются несостоятельными, поэтому суд обоснованно признал решение налогового органа в оспариваемой части, как несоответствующее нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, недействительным.

Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

На основании изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.03.2008, постановление апелляционной инстанции от 16.07.2008 по делу N А51-13209/2007 37-239 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
С.Ю.Лесненко
Судьи
В.М.Голиков
О.Н.Трофимова
Электронный
текст
документа
подготовлен
ЗАО
"Кодекс"
и
сверен
по
файлрассылка

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-13209/2007
Ф03-4318/2008
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 15 октября 2008

Поиск в тексте